AviaSkins.Forums

AviaSkins.Forums (http://forum.aviaskins.com/index.php)
-   ТТ (Темы Тимина) (http://forum.aviaskins.com/forumdisplay.php?f=80)
-   -   Первое боевое применение Ил-2 (Анонс) (http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=4379)

Wotan 06.04.2016 19:02

Первое боевое применение Ил-2 - Тяжелый дебют «летающего танка»
 
В качестве анонса, отрывок из новой статьи Михаила Тимина о первом боевом применение первых Ил-2.
Статья пойдет в один английский авиационный журнал, ну и по традиции на Варспот:


Цитата:

25 июня 1941 года первые боевые вылеты на Ил-2 в Великой Отечественной войне, совершили летчики 74-го и 66-го ШАП.
Остатки 74-го ШАП сосредоточились в Бобруйске 23-24 июня без самолетов, и было принято решение использовать, «застрявшие» там 4 Ил-2, по прямому назначению.

Согласно оперативной сводке 13-й БАД пара Ил-2 выполнила боевой вылет на штурмовку мотомехколонны немцев на дороге ст.Грудополь – ст.Косов. Из подробностей известно только то, что оба самолета получили пробоины от пуль и осколков. Имена пилотов выполнивших первый вылеты, в документах не упомянуты. Всего пилоты полка выполнили 15 боевых вылетов, видимо не позднее вечера 27 июня личный состав 74-й ШАП эвакуировали из Бобруйска, тогда же видимо последний раз летали, а уже 30 июня полк прибыл в Воронеж для переформирования.

25 июня один Ил-2 66-го ШАП летал на разведку дорог в районе Станиславчик. Второй вылет был совершен 29 июня, так же на разведку войск противника, в районах Комарно – Яворов – Грудек-Ягелонский. 30 июня один Ил-2 был уничтожен немецкими самолетами на аэродроме Зубово, и оставшиеся 2 Ил-2 перегнали на аэродром Умань, где передали в 44-ю ИАД. Самолеты не были использованы для разведки, так как полк не имел РС, а пушки и бомбардировочное вооружение имели производственные дефекты, устранение которых требовало значительных усилий техсостава.

26 июня 63 Ил-2 4-го ШАП начали перебазирование на фронт, 9 Ил-2 (3 не испр.) остались в Богодухове. Правда, до промежуточного аэродрома Карачев смогли достичь только 57 машин, остальные произвели вынужденные посадки из-за нехватки горючего, причем один Ил-2 №1860504 был разбит младшим лейтенантом В.Н.Шаховым, еще два самолета были оставлены в Карачеве из-за неисправностей. На следующий день 55 самолетов перелетели в Старый Быхов, и этот день были выполнены первые боевые вылеты.

27.06 три Ил-2 1-й эскадрильи ведущий командир эскадрильи капитан П.В.Спицын, ведомые замкомэски капитан К.Н.Холобаев и ст.политрук С.Я Дрюков выполнили разведывательный полет в район Бобруйска. В результате огня ЗА получил повреждения Ил-2 №2004, пилот капитан Холобаев довел самолет до аэродрома, но при посадке самолет был разбит.

28.06 разведывательные вылеты в район Бобруйска выполнили 6 Ил-2, сбросив на противника 32 бомбы, все самолеты вернулись на аэродром
29.06 частям ВВС ЗФ была поставлена задача н на уничтожение танков и мотопехоты в районе Бобруйска. Выполни в ранним утром 9 вылетов на разведку, полк определил цели, которые, однако были атакованы только вечером, с 18:00 по 21:00. Первую половину дня техсостав лихорадочна регулировал вооружение, так как в первых вылетах пушки ШВАК давали массовые отказы.

Всего за день самолеты полка выполнили 64 боевых вылета, из 35 на атаку переправ и мостов в Бобруйске. Было сброшено 106 ФАБ-50, 864 АО-2,5; выпущено 424 РС; израсходовано 5200 снарядов ШВАК и 40000 патронов ШКАС. Из боевых вылетов не вернулись 12 самолетов, 4 были сбиты в воздушном бою, 8 пропали без вести. Еще 4 самолета произвели вынужденные посадки на аэродром, из них два с боевыми повреждениями, два по не боевым причинам, из-за неисправностей.
Не вернулись на свой аэродром следующие самолеты:
1-й эскадрилья: №1860902 зам.комэска ст. лейтенант В.Т.Филиппов, №1861701 мл. лейтенант Г.П.Чухно, №1864903 лейтенант Н.Д.Конов, №1861501 лейтенант М.Шакирджанов.
2-й эскадрилья: №1861503 №1861504 ст. лейтенант И.А.Пятышкин, №1863104 мл. лейтенант Н.А.Грицевич.
3-й эскадрилья: №1864604 зам.комэска ст. лейтенант А.Д.Кузьмин, ст. лейтенант С.Я.Готгельф.
4-й эскадрилья: №1862502 лейтенант М.С.Варфоломеев.
5-й эскадрилья: №1862803 лейтенант А.М.Пушин, №1860402 мл. лейтенант Е.П.Сосник, №1861304 лейтенант В.Д.Баранов.

Примечательно, что немецкие истребители заявили только про уничтожение только 5 самолетов подходящих по описанию на Ил-2. В 19:30 1 V-11 заявил оберлейтенант Х.Грассер из штаба JG51, 1 R-10 в 19:55 и 3 Skua (!) в 20:48 – 20:52 штаб I/JG51. Остальные самолеты были сбиты огнем ЗА и потеряны из-за отказов техники и ошибок пилотов. Причем принимая во внимание соотношение 1:1 боевых и не боевых повреждений у самолетов совершивших вынужденные посадки, не будет преувеличением, отнести примерно половину не вернувшихся самолетов, в потерянные по небоевым причинам.

Противник ответил ударом по аэродрому Старый Быхов около 22.00. Потерь избежать не удалось, при бомбежке аэродрома Старый Быхов погибли командир 2-й эскадрильи капитан А.Н.Крысин, командир звена ст.лейтенант И.В.Захаркин и пилот мл.лейтенант А.В.Мещеряков. 4 Ил-2 взлетели для того что бы избежать уничтожения на земле, но после окончания налета, в темноте при посадке один самолет №1860205, был разбит командиром 1-й эскадрильи капитаном Спицыным.

andrey65 06.04.2016 19:12

Очень интересно! Спасибо! Будем ждать!

Motorhead 06.04.2016 20:13

Интересный момент! Я много лет считал что первым боевым применением Ил-2 был как раз вылет 4-го ШАП 27 июня, после которого Холобаев провалился в дыру от зенитки в крыле. А оказывается 25 июня летали 74-й и 66-й ШАП.

Wotan 07.04.2016 10:36

Вложений: 4
Ил-2 74-го ШАП оставленные из-за повреждений на аэродроме Бобруйск.
http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014490
http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014490http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014490http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014490

Wotan 07.04.2016 10:38

Вложений: 3
Ил-2 4-го ШАП тактический №2 красный, предположительно 1-й эскадрильи и 5/2 предположительно 5-й эскадрильи 4-го ШАП, передан 1.07.41г., в 285 СТАМ оставленные, из-за повреждений, на аэродроме Старый Быхов.

http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014684http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014684http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014684

Wotan 07.04.2016 10:40

Вложений: 2
Самолет заводской №1863303, тактический №11 из 4-й эскадрильи 4-го ШАП пилот лейтенант Г.Д.Столетний, поврежден 30.06.41г., передан в 285 СТАМ, впоследствии оставлен при отступлении.
http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014797
http://forum.aviaskins.com/attachmen...1&d=1460014797

Wotan 09.04.2016 11:41

Ещё один, полный трагизма отрывок:
Цитата:

...В связи с продвижением мехчастей противника на Старый Быхов и систематических налетов авиации противника было принято решение перебазировать 4-й ШАП на аэродром Климовичи. Всего в 20:10 смогли стартовать 24 Ил-2, еще 8 самолетов (№1861102, 1861502, 1863303, 1861303, 1862004, 1864204, 1860205, один неизвестен) были переданы в 285 стационарные мастерские, располагавшиеся тут же, на аэродроме Старый Быхов, впоследствии эти машины были оставлены при отступлении.
Однако долететь до нового аэродрома удалось только 5 самолетам, остальные 19 Ил-2 из-за резко ухудшившейся погоды, грозовой фронт, проливной дождь, потеряли ориентировку и выполнили вынужденные посадки в разных местах. Из севших самолетов 7 было исправно и к 3 июля эти экипажи собрались в Климовичах. Еще шесть удалось восстановить и в течении 10 дней, один самолет был разбит совершенно при этом один пилот ст.лейтенант А.И.Булавин погиб, а еще пять машин не восстанавливались, частично были разобраны на запчасти.
Вследствие этого трагического происшествия полк на десять дней потерял реальную боеспособность, и фактически был выключен из борьбы, выполняя по 3-5 вылетов в день, и занимаясь восстановлением матчасти и тренировкой личного состава.
Понесенные потери были совершенно неоправданными и по большому счету, до достижения боеготовности, вообще не имело смысла бросать 4-й ШАП в бой.

Wotan 13.04.2016 11:27

Собственно статья:

Цитата:

Штурмовик С.В. Ильюшина Ил-2 без преувеличения стал одним из символов Великой Отечественной войны. Воевавший с первого ее дня до последнего, выпущенный в более чем 36 000 экземплярах, он стал основной ударной силой ВВС Красной Армии и настоящей легендой после войны. Однако к 22 июня 1941 года в строевые части успели поступить буквально считанные штурмовики, производство которых только разворачивалось.Чем же закончились первые случаи боевого применения Ил-2?
Тяжелый дебют «летающего танка»



:rtfm:


Текущее время: 12:00. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot