![]() |
Первые штурмовики Великой Отечественной
Первые штурмовики Великой Отечественной.
Цитата:
http://warspot-asset.s3.amazonaws.co...8334c64e6e.jpg Схема первого боевого вылета из «Истории 61-го ШАП». http://warspot-asset.s3.amazonaws.co...6e80771f84.jpg И-153 заместителя командира 1-й эскадрильи 61-го ШАП старшего политрука А.М. Лагутина, совершивший вынужденную посадку из-за боевых повреждений на аэродроме Каунас. http://warspot-asset.s3.amazonaws.co...b6e5a719ec.jpg И-153 из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Кедайняй. |
Двойка из 1-й эскадрильи 61-го ШАП, пока единственный четко идентифицированный самолет с БС...
|
Очень интересно, как всегда!
Для меня было открытием про использование "чаек" с БС. Почему-то не считал это реальным. |
Да, около сотни машин было произведено, пошли осенью 1940 года в 42 ИАП, 61 и 106 ШАПы и видимо еще какое-то количество откапиталено. Последние 19 машин с завода №1 отправили в 160 ИАП в конце июня, причем это были именно ремонтные машины...
|
У нас про это писали очень неконкретно. Типа было немного..и куда-то как-то...
Ждем книгу. |
Ну да, хотя в целом книга Маслова весьма адекватная. Он мало проработал фотоисточники, это да.
Я вот буквально вчера обнаружил что "мой герой" И-153 №8 белый из 4 эскадрильи 42-го ИАП тоже с БС,: http://f5.s.qip.ru/~UdTRAjM7.jpghttp://f1.s.qip.ru/~UdTRAjM8.jpg В свете этого начинаю задумываться о том что вероятно именно наличие, в товарных количествах, самолетов с крупнокалиберным пулеметом, сыграло в боях 22 июня положительную роль, и позволило личному составу завалить три стодевятых и один стодесятый. Вот еще один самоль из Оран где видно что машина с БС: http://f4.s.qip.ru/~UdTRAjM9.jpg Книгу про Прибалтику сам жду как манну небесную, вот сегодня-завтра надо еще раз прошерстить все фото и схемы, дабы сдать в понедельник-вторник в редакцию... |
Цитата:
|
Цитата:
Заявки на победы 61-го ШАП: - Мл.л-т В.И.Подлегаев заявил победу в р-не Шаки, причем идентифицировав самолет, как АНБО-4 (что имеется ввиду в документах не объясняется, судя по всему имеется ввиду победа над ближним разведчиком Hs 126 - литовский АНБО-4 похож на Хеншель-126). - Мл.л-т П.И.Черний заявил о победе над Ме-110 в р-не Пильвишки; - Мл.л-т П.Г. Боровик заявил о победе над Хе-111 в р-не аэродрома Кеданяй. (37) Первые две заявки не подтверждаются немецкими данными, хотя вполне возможно, что советские пилоты смогли повредить Bf 110 из 4/(F)33 и Hs 126 примерно в этих районах. Победа мл.лейтенанта П.Г. Боровика подтверждается немецкими данными. 1/KG77 потеряла в р-не Кеданяя Ju 88A-5 заводской №3432, бортовой код 3Z+EH, уничтожен на 100%. |
Цитата:
На чайке сбить Ю-88... |
Цитата:
Из периодики того времени явно пара немцев из экипажа этого юнкерса: "Трое против девяти З. Владимиров Гул моторов был еле слышен. Какие–то странные, словно пульсирующие звуки то усиливались, то затихали. Сомнений не было: шли немецкие самолеты. Звено советских истребителей получило приказ: – Уничтожить врага! Под командованием старшего лейтенанта Андрейченко три советских машины взмыли в небо и стремительно полетели навстречу врагу. Враг шел на небольшой высоте. Девять истребителей «Мессершмитт-101», увидев всего лишь три советских самолета, увеличила скорость. Гордые сталинские соколы смело бросились в атаку на врагов. Завязался бой. Немцы несколько раз заходили в хвост советским истребителям, но каждый раз наши летчики, умело маневрируя, уходила от удара и с новой силой бросались на противника. Это была суровая схватка, исход которой решали не только отвага и мастерство, а и выдержка. Ранен наш летчик Камышный. Но, превозмогая боль, стиснув зубы, он не выходит из боя. Наконец вражеский истребить об'яло пламя, он потерял скорость и опрокинулся. – Первый... Спустя некоторое время такая же участь постигла и второй самолет. А затем – третий. Нервы у фашистов оказались слабее. Потеряв три машины, они развернулись и начали быстро удирать. Из состава вражеских экипажей трое было убито, а два фашистских офицера, успевшие выпрыгнуть из пылающих машин на парашютах, были взяты в плен. З. Владимиров. Действующая армия." Реально конечно все было не так прикольно: "В 4.30 к аэродрому Кеданяй подошла вторая девятка Ju 88, на этот раз в воздух успели подняться несколько самолетов 61-го ШАП, однако помешать немецким бомбардировщикам они не смогли. Сопровождавшие «юнкерсы» Bf 109 из 1-й эскадрильи JG 54, атаковали взлетающие И-153 и сбили три самолета, при этом заместитель командира эскадрильи ст.л-т В.Г.Андрейченко погиб, а еще два пилота заместитель командира эскадрильи ст.л-т П.И.Камышной и командир звена л-т И.Т.Абрамченко успели покинуть подбитые самолеты на парашютах. Пилоты «месершмиттов», что называется «поймали кураж», после расправы над И-153, они еще и проштурмовали аэродром. Победы в воздушном бою заявили командир эскадрильи оберлейтенант А.В. Кинцингер (Oblt.Adolf-Waldemar Kinzinger): два советских самолета (2 DJ-6 в 3:30 по Берлинскому времени) и унтер-офицер Ф.Тегтмайер (Fritz Tegtmeier, он заявил один DJ-6, но ему по какой-то причине победу не засчитали). Это были первые самолеты, сбитые в воздушном бою в небе Прибалтики. Несмотря на то, что материальная часть 61-го ШАП была рассредоточена, в первых двух налетах, немцам удалось уничтожить на земле три «Чайки», кроме того пострадали аэродромные сооружения и дома начсостава полка. Расчеты счетверенных зенитных пулеметов 118-го БАО пытались отразить налет и даже заявили об уничтожении одного немецкого самолета. Что очень сомнительно, учитывая слабую подготовку расчетов." |
Кстати хотя статья была коротенькая уважаемый редактор все равно выкинул часть фото, и не поставил перечень и судьбу летчиков:
Состав 2-й эскадрильи: Михаил Романович Лебедь, 1909 г.р. Командир эскадрильи 61, 735 ШАП, заместитель командира 143-го гвШАП по политической части, майор. Иван Александрович Домбровский, 1917 г.р. Помощник командира по воздушно-стрелковой службе 167-го гвШАП, майор. Совершил 148 боевых вылетов, 18 августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Лев Никитович Николаенко, 1920 г.р. Командир звена, мл.лейтенант, погиб 3.08.41г. Михаил Васильевич Заболотский, 1916 г.р. Командир эскадрильи 61-го ШАП (165-го гвШАП), майор. Василий Степанович Солдатенков, 1915г.р. Командир звена, лейтенант, погиб 23.10.41г. Александр Михайлович Мирошкин, 1909 г.р. Заместитель командира 61-го ШАП (165-го гвШАП) по политической части, майор. Антон Моисеевич Плескач, 1916 г.р. Командир 61-го ШАП (165-го гвШАП), 209-го ОКРАП, майор. Николай Алексеевич Константинов, 1921 г.р. Командир звена, мл.лейтенант, погиб 22.06.41г. Иван Иванович Хулап, 1918 г.р. Пилот, лейтенант, погиб 22.06.41г. Состав 1-й эскадрильи: Тимофей Андреевич Рыжкин, 1907 г.р. Командир эскадрильи 61-го ШАП, капитан. Погиб в апреле 1942г. Константин Иванович Яковлев, 1918 г.р. Командир звена, мл.лейтенант, не вернулся из боевого вылета 17.10.41г. Иван Ефимович Смыслов, 1908 г.р. ВРИО командира эскадрильи 61-го ШАП, ст.лейтенант. Погиб в катастрофе 2.12.1943г. Павел Иванович Беляев, 1916 г.р. Пилот, лейтенант, не вернулся из боевого вылета 13.10.41г. Андрей Романович Москаленко, 1908 г.р. Участник Советско-Финляндской войны. Заместитель начальника штаба 235-го ШАП, майор. Михаил Михайлович Мартынов, 1919 г.р. Командир звена, лейтенант, умер от ран 7.03.42г. Алексей Максимович Лагутин, 1909 г.р. Заместитель командира 893-го ШАП по политической части, майор. Григорий Семенович Енакиев, 1915 г.р. Заместитель командира эскалрильи, капитан, погиб 20.02.42г. Василий Иванович Подлегаев, 1920 г.р. Пилот, мл.лейтенант, погиб 2.08.41г. |
Очень интересная тема, особенно про Чайки с БС - количество, распределение по полкам и применение! А вообще интересно, привлекались ли "Чайки" шап для решения истребительных задач? Теоретически, в начале войны все авиационные силы были брошены на штурмовку колонн наступающего врага. Значит, сил и средств, да и просто времени не было на отвлечение Чаек-штурмовиков на истребительные задачи. Понятно, что отразить налёт на свой аэродром шаповцы посчитали своим долгом. А вообще есть ли сведения, что Чайки шап применялись, например, для сопровождения других ударников или прикрытия объектов? Или это вряд ли, не до этого им было?
|
Цитата:
Цитата:
|
Источник как-то настораживает...
|
Ну, можно (было бы) и на языке Шекспира поискать, но ...
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
По БД - по 61-у ШАП есть хорошая статья (вот так польстил себе) в АвиаПарке, читайте. Про 42-й ИАП 22 июня 1941 года в 7/2016 Авиация и Космонавтика статья вышла, читайте все тоже описано (после 22 июня полк летал очень мало...). По 160-у ИАП к сожалению после июньских событий не так много инфы, они получив 19 Чаек в Москве летали со Смоленского аэродрома, с 3 июля примерно. Есть доки разных дивизий, надо будет посмотреть как там отражен их боевой путь. Может и сделаю что-то. По 106-у ШАП надо смотреть доки как они в Иран входили, ну и 492-й ШАП, это половинка 106-го ШАП, наверняка летали каких нидь бедуинов шугать... |
Спасибо за "на водку"! Почитаю.
|
Цитата:
Самолеты И-15бис из 66-го ШАП так же принимали участие в отражении немецких налетов, заявили две победы. Для целей сопровождения ударных самолетов привлекались И-15бис 241-го ШАП в Прибалтике, но там только кадровый сотав летчиков был, а весь кадр прибыл из 148-го и 10-го ИАП в основном. так что они собственно истребителями были, но из-за низких возможностей и малого радиуса, они как правило СБ не весь маршрут сопровождали, а только первую половину, а потом вторая группа встречала возвращающихся... А так в основном и Чайки и Бисы штурмовых частей отрабатывали в своем амплуа. Исключением стал 253-й ШАП, его толком не успели сформировать, но почти сражу же в него передали оставшиеся самолеты 17-го, 46-го и 89-го ИАП, с экипажами, в результате товарищи вполне себе работали и как истребители и как штурмовики, их даже потом вывели и не на Ил-2 перевооружили, а на ЛаГГ-3, и полк переименовали в 253-й ИАП. |
Текущее время: 16:13. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot