Интересно отметить, что сама операция официально никогда не была отменена.
Много говорят, что немцам для победы было необходимо продолжать налеты на аэродромы. Рассмотрим этот аргумент.
Подчеркну еще раз, что немцам никогда не удавалось уничтожить заметное количество британских истребителей на земле. Основным способом уничтожения британской авиации было борьба в воздухе.
Точно так же немцы в принципе не могли уничтожить систему передового базирования английской авиации в Южной Англии. По факту, англичане перестали использовать Манстон (что было связано больше с необходимостью экономии наличных сил). Ни один другой аэродром 11 Группы не закрывался на прием самолетов на срок более нескольких часов. Это совершенно объективная вещь - в годы Второй Мировой войны еще не было боеприпасов, способных вывести из строя полевой аэродром на время, превышающее несколько часов.
Да, фактически в последние недели августа немцы имели более выгодное для себя соотношение потерь, чем оно стало в сентябре.
Говоря об этом, совершенно забывают о том, что британцы в сентябре серьезно изменили свою тактику действий на всех уровнях – начиная с полного отказа от положений убогого Air Combat Manual 1938 года на уровне эскадрилий и заканчивая массированием при перехватах и категорированием эскадрилий на уровне командования 10 и 11 Групп и собственно штаба истребительного командования. Именно это привело к росту эффективности британских истребителей и к еще более неблагоприятному соотношению потерь для немецкой стороны. Именно еще более неблагоприятному – и только. Август они проиграли точно так же как и сентябрь.
Собственно налеты на Лондон мало чем отличались от таких же налетов на Кройдон и Биггин-Хилл в конце августа. И когда у англичан не срабатывал их новый механизм, то немцы действовали над Лондоном в сентябре также успешно, как в августе на аэродромами.
Простая иллюстрация – за период Битвы за Англию было пять дней, когда потери англичан превышали потери немцев. Так вот, из этих пяти дней один приходиться на июль, один на август и три – на сентябрь, все три – на период после 7 сентября.
Так что причины провала немецкого воздушного наступления кроются отнюдь не в нелепых приказах бесноватого фюрере.
Немцы потерпели поражение на всех уровнях, начиная с рядовых пилотов-истребителей, и заканчивая высшим руководством государства.
Немцы проиграли, и не могли не проиграть.
Точно также, как они проиграют дальше везде – под Москвой и Сталинградом, под Курском и Мурманском, на сотнях и тысячах безымянных высот, от Волги до Берлина.
Им очень не хочется это признавать.
Но это их, немецкая проблема.
Причины горячего желания некоторых граждан, говорящих на русском языке, хоть как-то обелить национал-социалистические Люфтваффе, хоть как-то виртуально выиграть за немцев Ту Войну, моему убогому уму не доступна. Я ни разу не психиатр.
Те «рыцари Люфтваффе», кого англичане утопили в Канале в 1940, не расстреливали колонны беженцев под Смоленском в 1941.
В первую очередь мы должны быть благодарны нашим дедам, и в первую очередь обязаны помнить об их подвиге.
Но здесь и сейчас мы об Англии.
А посему – низкий поклон парням из FC, RAFVR, R&S Units, девчонкам из WAAF. Они исполнили свой долг.
И конечно - Long Live to King!"
__________________
Ain't a hope in hell, nothing's gonna bring us down, the way we fly, five miles off the ground, it's a Bomber!
|