Показать сообщение отдельно
Старый 01.01.2016, 14:26   #116
МишаТ
Местный
 
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
По умолчанию

Серьезный отпор, полученный над Оранами и Перлоя, заставил противника увеличить наряд сил, предназначенный для новой атаки. На этот раз на штурмовку были отправлены самолеты II/JG52.
Немецкая группа для атаки аэродромов 42-го ИАП была разделена на два эшелона, первыми около 10:45 к советским аэродромам подошли Bf 109F из штаба и 4-й эскадрильи, ведомые опытными асами - командиром группы капитаном Э.Войтке (Hptm.Erich Woitke,11 побед в ходе предыдущих компаний, прим.авт.) и командиром 4-й эскадрильи оберлейтенантом Штейнхофом (Oblt.Johannes Steinhoff, 8 побед на западе, прим.авт.). Не смотря на то, что советские истребители снова успели встретить врага в воздухе, на этот раз удача сопутствовала пилотам Люфтваффе.
Старший политрук Смирнов описывает перепетии завязавшегося над аэродромом воздушного боя: «В третий прилет Ме-109 в воздух были подняты само¬леты находящиеся на аэродроме Варена и Перлоя, всего около 20 шт. Завязался бой на Н-3000-3500 м. В результате боя е воздухе были сожжены 2 с-та И-153. Летчики мл. лейтенант Карюкин и мл.лейтенант Антонов (вероятно Антипов, пилота с фамилией Антонов в списках 42-го ИАП на обнаружено – прим.Авт.) благополучно спустились на парашютах. Летчик к-р звена Карюкин в воздухе бил ранен в левую ногу и левый бок (при спуске с парашютом был обстрелян Mе-109).
Во время боя оторвавшиеся самолеты Ме-109 снизились и обстреляли с-ты стоящие на земле и щели, где нахо¬дился личный состав. Было подожжено 6 самолетов И-153. Личный состав потерь не имел».
То, что бой был напряженным и продолжался около 15 минут, видно как из советских документов, так и из немецких заявок на победы. Пилоты штаба и 4-й эскадрильи JG 52, в период с 10:48 по 11:00 заявили 7 И-15.
Оберфейнрих В.Семелка (Ofhr.Waldemar Semelka) 4/JG 52 И-15 в 09:48;
Фельдфебель Г.Маером (Fw.Georg Mayr) 4/JG 52 И-15 в 09:50;
Оберлейтенант К.Хартманном (Oblt.Carl Hartmann) штаб II/JG 52 И-15 в 09:50;
Унтер-офицер Б.Вильски (Uffz.Bernhard Wilsky) штаб II/JG 52 И-15 в 09:52;
Капитан Э.Войтке штаб II/JG 52 И-15 в 09:53 южнее Варены;
Оберлейтенант И.Штейнхофф 4/JG 52 И-15 в 10:00 Варены;
Оберлейтенант С.Симсш (Oblt.Siegfried Simsch) 4/JG 52 И-15 в 10:00 западнее Варены.
Таким образом, на 2 сбитых И-153 имелось целых семь претендентов. Советские пилоты то же не поскупились на «сбитые», правда их аппетиты были намного скромнее, по итогам боя пилотам 42-го ИАП засчитали 2 сбитых Bf 109.
Несмотря на потери, советские истребители остались в небе над аэродромом, а вот немецкие пилоты вышли из боя, у них заканчивалось горючее и боеприпасы.
Но, почти сразу после ухода первой группы к аэродрому, подошли самолеты 5-й и 6-й эскадрилий JG 52, и немецкие пилоты с ходу вступили в бой, сменив утомившихся коллег. После этого в ходе сражения наступил перелом. Немцы заявили еще три победы над И-15, в течение всего четырех минут с 11:07 по 11:11, отличились унтер-офицеры А.Ханика (Uffz.Albrecht Hanika, И-15 в 11:07 а-м Ораны), Ф.Гилхаус (Uffz.Franz Gilhaus, И-15 в 11:08) и Х.Спенглер (Uffz.Hermann Spengler, И-15 в 11:11 а-м Ораны) из 5/JG 52.
Старший политрук Смирнов указывает, что собственно сбить ни один советский самолет немцам не удалось, однако очень многие И-153 получили серьезные повреждения и как минимум один пилот произвел вынужденную посадку на живот, благо аэродром был, что называется под рукой. Еще один И-153 из-за полученных повреждений скапотировал на посадке, и несколько пилотов получили в воздушном бою ранения, а их самолеты были серьезно повреждены: «В четвертый прилет Ме-109 снова завязался бой, в результате потерь не было за исключением прострела 2-нижних лонжеронов у с-те ст.л-та Ликина и прострел куполов других мест на с-те мл.л-та Митина. При посадке мл.л-т Артемьев с-т скапотировал т.Артемьев получил легкие ушибы. На самолете мл.л-та Митина шасси не выпускалась, так как купола и воздушные трубки били простреляны. Посадку произвел на пузо».
Советские пилоты в этом бою отчаянно сражались и один «мессершмитт» был сбит в р-не Перлои (Bf 109F-2 №5780 был полностью разбит, повреждения по немецкой классификации 100%, интересно, что в потерях II/JG 52 не отмечено ни из какого подразделения был самолет, ни кто его пилотировал).
В отчете штаба 57-й САД об итогах боевых действий описывается момент, когда советские пилоты попытались выйти из боя и совершить посадку, так как к этому моменту топливо уже заканчивалось. Немецкие пилоты воспользовались этим для того, что бы добить противника: «В дальнейшем противник повторял свои налеты на эти два аэродрома через 20-40 минут применяя следующую тактику: Ме-109 в бой активно не вступали, а старались затягивать наши И-153 на высоту в даль¬нейшем от них отрывались пользуясь преимуществом в скорости, входили пикирование и атаковали севшие для дозаправки самолеты. Такое воздействие пр-ка по аэродромам Ораны и Перлоя расположенных в 4-5 километрах один от другого продолжалось с 4.20 до 13-14 час. Боевая работа полка с этих аэродромов в условиях частых начетов противника /80 клм. от границы/ не имела никакого успеха так как самолеты И-153 не могли преследовать не только Ме-109 и Ме-110, но и некоторых бомбардировщиков пр-ка и несмотря на рассредоточение и маскировку наших самолетов противник продолжал расстреливать их на земле после того как они садились для дозаправки горючего».
Необходимо учитывать, что выводы командование 57-й САД делало, так сказать, по «горячим следам», поэтому они не совсем точно отражают суть происходивших событий.
Несмотря на устарелось материальной части и отсутствие большинства опытных ведущих, советские пилоты смогли нанести противнику серьезные потери – сбить два новейших Bf 109F, чего в то утро не удалось ни одному из истребительных полков ВВС СЗФ. Определить, кто из советских пилотов персонально сбил немецкие самолеты не удалось, поэтому приходится считать эти победы групповыми. Согласно доклада ст.политрука Смирнова в воздушных боях отличились: «летчики: ст.л-т Ликин, ст.л-т Малякин, мл.л-т Карюкин, Елисеев, Мартьянов, Антипов, Митин».
МишаТ вне форума   Ответить с цитированием