Местный
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
|
Отметим, что это был, по сути, первый и единственный бой, советских и немецких истребителей, в небе над Прибалтикой в первый день войны который можно назвать воздушным сражением и подобных столкновений больше не происходило.
Несмотря на два сбитых немецких истребителя, воздушное сражение было полностью проиграно 42-м ИАП. В первую очередь немцы переиграли командование 42-го ИАП тактически, и последние удары самолеты Люфтваффе наносили довольно большими группами 10 – 15 Bf 109F, через короткие промежутки времени. В результате найти противодействие такому методу ведения войны у командования и пилотов 42-го ИАП не было ни времени, ни возможности (К 10:00 на а-х Ораны и Перлоя остался 21 исправный И-153. – Прим.Авт.).
Ну и собственно в догфайте над Оранами - Перлоя господа из II/JG52 доказали что Bf109F вполне себе позволяет перефигурять И-153, причем у немецких пилотов не было количественного перевеса. И преимущества вражеских самолетов и выучки пилотов хватало как для того что бы серьезно проредить защитников в воздухе, так и для того что бы проштурмовать собственно аэродром.
Причем, возможно, потери в воздухе были более значительными, нежели указал ст.политрук Смирнов в своем отчете. Вполне вероятно, что Смирнов указывал только потери 1-й и 4-й эскадрильи, а за находившиеся на соседней площадке машины 2-й и 3-й АЭ полка сведений у него не было. Так согласно отчета о боевых действиях 57-й САД с 22.06 по 30.07.41 года, за 42-м ИАП числятся 8 И-153 сбитых в воздушном бою и еще 4 не вернувшихся с боевого задания. Учитывая то, что после 22 июня полк практически не вел активных боевых действий, резонно предположить, что основная часть этих потерь падает именно на первый день войны, а конкретно на этот бой. Еще одним подтверждением более серьезных потерь 42-го ИАП является то, что в сведениях о потерях личного состава 57-й САД за 22 июня, кроме упомянутых выше летчиков, отмечено, что в воздушном бою получили ранения пилоты мл-т А.А. Мартьянов, Н.А.Елисеев и В.И.Антипов.
Несомненно еще одним из факторов успешных действий противника было то, что несмотря на многочисленные налеты советские самолеты вплоть до 14:00 оставались на одних и тех же аэродромах.
Надо отметить, что командир 57-й САД уже в 9:10, то есть сразу после начала третьего налета, поставил вопрос перед командованием ВВС СЗФ о перебазировании 42-го и 237-го ИАП на другие площадки. Но командующий разрешил командиру 57-й САД перебазироваться только в 14:00, к сожалению, к этому времени 42-й ИАП уже в значительной степени лишился своего потенциала и потерял большую часть самолетов.
Одним из интересных тактических моментов было то, что не получив согласие на перебазирование 42-го и 237-го ИАП, командир 57-й САД полковник Катичев решил действовать в соответствии с «Распоряжением №3» штаба ВВС СЗФ, и одна эскадрилья 54-го СБАП получила приказ подготовиться к ответной атаке немецких аэродромов (причем почему то считалось что противник вылетает с а-ма Гумбинен). Из оперативной сводки №01 штаба 57 САД: «54 КСБП в 10.20 в составе 10 самолетов ушел в зону ожидания, имея в последующем задачу методом сопровождения противника в хвост бомбардировать его при посадке на аэродромы. ТРИ эскадрильи в составе 19 самолетов находятся в состоянии боевой готовности на оперативных аэродромах».
Однако реализовать этот замысел не удалось, в журнале боевых действий 57 САД сухо отмечено: «Выполнить задачу, ввиду сильного противодействия не удалось». Противником, который оказал «сильное» противодействие экипажам 54-го СБАП были пилоты 5-й и 6-й эскадрилий JG 52. Видимо, немцы атаковали эскадрилью, когда советские бомбардировщики еще находились в «зоне ожидания», так что вместо преследования немецких самолетов из штаба II группы и 4/JG 52 и «атаки в хвост при посадке на аэродромы», советским бомбардировщикам самим пришлось отбиваться от атак немецких истребителей. Так что бомберам 54-го СБАП банально не повезло.
Победы празновали в 11:11 и 11:15 оберлейтенант А-В Шумманн (Oblt. August-Wilhelm Schumann из 5/JG 52 заявил победы над двумя Дб-3), и, в 11.15 победу заявил унтерофицер А.Лехманн из 6/JG 52 (Uffz. Alfred Lehmann, заявил Дб-3). Кроме того, еще одну победу заявил над СБ унтерофицер Х.Спенглер (Uffz. Hermann Spengler, правда указываемое время - 10:32 не соответствует хронологии событий, возможно это банальная опечатка и победа заявлена в 11:32. – Прим.Авт).
Советские данные подтверждают что в результате боя, 5-я эскадрилья 54 СБАП потеряла три СБ с экипажами:
1)Ком. звена мл.л-т Ободов Федор Ефимович.
Нач. св. эск. л-т Зайцев Григорий Федорович.
Стр. рад. Мл.с-т Черевань Николай Михайлович.
2)Пилот л-т Романов Иосиф Иванович.
Стр. Бом. Мл.л-т Рыбак Георгий Ильич.
Стр. рад. Мл.с-т Попов Георгий Александрович.
3)Ком. звена ст.л-т Алехин Иван Степанович.
Стр. Бом. л-т Новиков Дмитрий Николаевич.
Стр. рад. Ст-а Максимкин Борис Дмитриевич.
К сожалению, теоретически неплохой замысел командира 57-й САД на практике оказался легко поломан второй волной немецких истребителей, и советским бомбардировщикам не удалось даже начать преследование немецких самолетов, так как они сами подверглись вражеской атаке. Так что и ответный удар полковника Катичева не удался...
Последний раз редактировалось МишаТ; 01.01.2016 в 19:20.
|