Ну и на сладкое так сказать - подвиг! Без этого никуда в нашем деле!!!
Согласно ЖБД 57-й САД в небе над Вильнюсом в 17:50 3 И-153 42-го ИАП вели бой с парой немецких истребителей.
Этот эпизод нашел отражение в наградных пилотов участвовавших в этом бою, а именно адьютанта эскадрильи ст.лейтенанта Н.Е.Линчевского и комзвена мл.лейтенанта И.С.Зудилова, между прочим будущего Героя Советского союза!
Судя по наградному Линчевский во главе звена претендовал на один сбитый Ме-109, а Зудилов вообще якобы таранил немецкий самолет!!!



Кого товарищи сбили понять к сожалению трудно, боевые потери самолетов в тот момент времени, у действовавших в этом районе II, III/JG27, II/JG52, III/JG53 вроде как не отмечены, а тут еще и таран!!!
Но как говориться будем посмотреть! Кто шалил в это время над Литвой, оказывается в 16:10 естественно по Берлинскому времени взлетели товарищи из III/JG53, их целью были советские аэродромы. К сожалению подробностей этих действий очень мало, имеются лишь отрывочные данные из которых ясно что немцы действовали мелкими группами - видимо звено - пара, по сути этот вылет можно назвать свободной охотой.
Нам известно что немецкие пилоты заявили в ходе этого полета 10 побед, из них 6 пилоты штабного звена, сбившие 6 МиГ-3 15-го ИАП взлетавших с аэродрома Поцунай в 16:43-16:48, еще четыре победы в 16:30-16:40 одержали пилоты 7-го и 8-го штаффелей над СБ 40-го СБАП в районе Мариамполя. Но и у немцев не обошлось без потерь, рассказывает пилот 9-го штаффеля оберфельдфебель И.Кроншнабель (Obfw. Josef Kronschnabel):
"Во второй половине дня, в ходе моего третьего вылета в этот день, мой двигатель перестал работать примерно в 20 километрах за линией фронта над территорией России. Мне удалось спланировать до фронта -наши войска уже продвинутый здесь - и сделать посадку на брюхо за пределами вражеских войск. А Кюбельваген, который эвакуировал раненых, вернул меня к аэродрому в ту же ночь."
Судя по "верлюсту" группы самолет упал севернее Лейпалингис - это городок в 30 км южнее Алитуса. Конечно от Вильнюса это довольно далековато и вроде бы камрад Иосиф говорит что у его самолета двигатель отказал всего в 20 км от линии фронта, в тот момент как раз проходившей по Неману у Алитуса, но вот в чем интрига, место падения его самолета находится практически на прямой от Вильнюса на Сувалки, так что не побоюсь назвать этого парня главным кандидатом на жертву Зудилова и Линчевского!
Иосиф вообще не описывает обстоятельства вылета, только с того момента как у него мотор клинанул, а вот до этого он с напарником/ми могли и над Вильнюсом покувыркаться с нашими друзьями из 42-го ИАП, и схватить пулю другую, после чего у него потихоньку масло вытекло и бобик сдох...
Проблема одна - упоминание в наградном про таран Зудилова, что странно, учитывая что в его воспоминаниях позднего периода про это похоже ни гу-гу, вот в труде "Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей в годы Великой Отечественной войны". Иваново, 1959 год, стр. 483 - 484.) вроде как с его слов записано:
Через несколько минут командир звена младший лейтенант Иван Зудилов поднялся в воздух. Набрали нужную высоту и другие машины. Они устремились к Вильно, чтобы прикрывать его от ударов вражеской авиации.
"Вскоре Зудилов заметил, как в безбрежном небе мелькнул узкий фюзеляж летевшего к городу истребителя Ме-109. Дав полный газ мотору, лётчик развернул машину и устремился на врага. Противник попытался уклониться от боя, но было уже поздно: краснозвёздный "ястребок" приблизился почти вплотную. Зудилов прицельными длинными очередями в упор начал расстреливать "Мессера". Младший лейтенант видел, как пули его пулемёта срывали с крыльев вражеской машины обшивку и она кусками отлетала. А потом - яркая вспышка, и враг камнем пошёл к земле. Так в первый день войны молодой лётчик одержал свою первую победу". - Вполне себе нормально, учитывая что товарищ закончил войну с 26 личными и 5 групповыми победами, причем что ценно большинство побед одержано в 1941/42 годах, почему бы ему не сбить в первый день? Тем более он там и не один оказывается сбивал, а с опытным товарищем на пару...
Зудилов конечно прикольный парень, красиво говорил:
"С первых дней войны мне пришлось сражаться с вражескими лётчиками и на деле доказать правильность обучения советских пилотов в мирное время, - писал в своих воспоминаниях Иван Сергеевич. - И надо прямо сказать, что бывшие курсанты авиационных школ, с которыми мне вместе пришлось воевать, в первых же боях наглядно показали, как надо бить врага..."
Однако вот если тут известны герои, то вот кто сбил разведчик Ме-110 вообще не понятно, с очень большой долей вероятности неприятный для немцев эпизод произошел в 18:46 по Московскому времени, когда согласно ЖБД 57-й САД пара наших истребителей над Оранами завалила До-17.