Местный
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
|
Восточнее Львова находился аэродром Куровицы, на который накануне войны были переброшены 66-й ШАП и 164-й ИАП.
66-й ШАП был старой кадровой частью, сформированной из штурмовых эскадрилий 51-й АБр в Киеве в 1938 году как 3-го ЛШАП . Личный состав полка имел определенный боевой опыт, так как полк в полном составе участвовал в походе в Западную Украину в 1939 году, а чуть позже несколько экипажей в составе 7-го ЛШАП приняли участие в Советско-Финляндской войне. Сменив в 1940 году свои Р-5ССС на И-15бис, полк в июне 1941 года начал переучивание на Ил-2. Вечером 21.06.41 года пять новейших штурмовиков перегнали в Куровицы из Воронежа командир полка и четыре комэска.
С осени 1939 года полк базировался на аэродроме Комарно, юго-западнее Львова, весной 1941 года на аэродроме развернули строительство бетонной ВПП, в связи с чем полк был переброшен в Куровицы.
164-й ИАП был сформирован осенью 1940 года в Умани, в составе 44-й ИАД, и фактически только весной 1941 года приступил к тренировкам молодого личного состава. Изначально укомплектованный самолетами И-15бис и И-153, полк сумел к 1 мая 1941 года подготовить 27 экипажей, которые приняли участие в парад в г.Киев. В ходе весенней реорганизации ВВС КА полк был включен в состав 15-й САД и в мае был переброшен без матчасти в Куровицы, где должен был получить новейшие истребители ЛаГГ-3 производства завода №31. Однако выпуск ЛаГГ-3 был сорван и ввиду отсутствия штатной матчасти полк 25.05 получил снимаемые с вооружения 23-го и 28-го ИАП самолеты И-153 и И-16 соответственно.
Согласно "Докладу о боевой работе частей 15-й САД" во всех полках дивизии в 4:30 была объявлена боевая тревога, после этого 164-й ИАП поднял в воздух дежурное звено. К сожалению подробностей вылета самолетов дежурного звена нет, и судя по всему когда примерно в 5:30 аэродром Куровицы атаковали немецкие самолеты, самолеты звена либо уже сели на аэродром, либо учитывая указания Директивы №1 не решились сразу атаковать немецкие самолеты. Тем не менее в докладе штаба дивизии указано что самолеты полка успели взлететь до того как противник атаковал аэродром Куровицы. Эти утверждения однако вызывают серьезны сомнения, так как полки понесли тяжелейшие потери на земле, которые на врядли были возможно при нахождении в воздухе значительного количества советских самолетов.
Скорее всего самолеты 164-го ИАП и 66-го ШАП начали взлетать со стоянок и попытались атаковать самолеты противника уже после первого бомбо-штурмового удара по аэродрому. Тем более что буквально на следующей странице, посвященной 66-у ШАП без обиняков указано что при первом ударе ни один самолет полка не взлетел, вследствие чего понес большие потери на земле.
Далее в Истории 66-го ШАП указано что первый налет был осуществлен немецкими самолетами Ме-109 и Ю-88, которые в течении 40 минут бомбили и штурмовали аэродром с бреющего полета.
Таким образом вполне коректно сделать вывод про то что примерно с 5:30 по 6:00, аэродром Куровицы был атакован дважды подряд, что являлось классической немецкой тактикой при ударах по советским аэродромам. И-за отсутствия немецких данных очень сложно понять какие части 5-го АК участвовали в этих атаках. Я предполагаю что первый удар нанесли истребители-бомбардировщики Bf 109F из III/JG3, а повторный удар нанесли Ju 88A-5 III/KG51 которые несли бомбы SD-2. Потому что вторую волну немецких самолетов атаковали советские истребители и штурмовики, и среди заявок на победы были исключительно Ju 88, два заявили пилоты 164-го ИАП капитан Попов и лейтенант А.И.Вернигора, а третий лейтенант Рубцов из 2-й эскадрильи 66-го ШАП.
Из дневника Ивана Павловича Малютина, на 22 июня 1941 года пилота 66 ШАП, известны некоторые подробности этого боя:
«5.30. Над аэродромом появились самолеты противника. Боевая тревога. Несмотря на то, что между рассредоточенными самолетами беспрерывно взрывались вражеские бомбы, мы быстро взлетели. Сосед справа младший лейтенант Рубцов сбил двухмоторный «Меесершмитт-110». Вскоре еще два фашистских истребителя, объятые пламенем, пошли вниз...»
А вот как описал нюансы первого налета мастер авиавооружейния Николай Константинович Лушпай, который в то утро был на аэродроме:
"19 июня 1941 года в полк из Воронежского авиационного завода пригнали три новых самолета "Ил-2". На второй день был дан приказ: рассредоточить все наши самолеты в шахмотном порядке, натянуть на каждый самолет маскировочные сети и закрепить на металлические штопора. /Каждая сеть крепилась на 32-х штопорах, по три штопора по плоскостям и два на хвосте самолета - всего 40 штопоров/.
21 июня 1941 года после окончания полетов, большинство летчиков уехали на зимние квартиры. На аэродроме остался начальник штаба, дежурные офицеры, несколько пилотов и все младшие авиаспециалисты - мотористы, оружейники, прибористы и т.д.
На вечерней проверке, которая проходила возле палаток выстроенных в 500-600 м. от места стоянок самолетов, гнезда которых были окрашены известью, дорожки посыпаны белым песком, начальник штаба предупредил, что программа индивидуальной подготовки летчиками выполнена. Полк приступает к выполнению групповых упражнений и возможны перебазирования личного состава на другие аэродромы.
После сигнала "отбой!" мы все разошлись по своим палаткам и приготовились ко сну с надеждой, что завтра нас вдет выходной день, соревнования по спортивной программе, свободное время и напишем письма родным и знакомым.
Никто из нас и наших соседей из истребительного полка стоящего на другой стороне нашего аэродрот, на вооружении которого находились самолеты "И-16", не занли и немогли предполагать, что это будет последняя мирная ночь.
В 4 часа утра прозвучал сигнал "Боевая тревога". Все мы выскочили из палаток, одели скатки, противогазы, винтовки на плечо и бегом к месту стоянок самолетов.
Над аэродромом по другую сторону летного поля, где находились самолеты соседнего полка, на малой высоте летели самолеты и сбрасывали бомбы. Горящих самолетов не было видно и мы думали, что началось учение.
Неизвестные самолеты развернулись на наши стоянки и видя, что возле самолетов кроме часовых никого нет, а все бегут к самолетам, стали в упор стрелять в бегущих из пушек и пулеметов.
Так для нас началась Великая Отечественная война, которая за первый день унесла 8 человек, 18 раненых были отправлены в госпиталь города Львова. На стоянках осталось 2/3 самолетов."
|