Показать сообщение отдельно
Старый 18.10.2016, 10:57   #186
МишаТ
Местный
 
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
По умолчанию

Согласно донесению о результатах налета противника с 22.06 по 25.06.41г., штаба 12-го ИАП, известно, что первый удар по аэродрому Боушев 22 июня нанесла пятерка Ю-88. Хотя учитывая тактические построения немцев, вполне вероятно, что это были два звена или три пары немецких самолетов.
Из того же документа известно, что лагерь в Боушеве, был поднят по тревоге в 4:50 утра, после чего техсостав начал готовить самолеты к полетам. Командир полка майор Коробков, на И-16, вылетел на базовый аэродром в Станислав и поднял там по тревоге кадровый личный состав, который из-за выходного дня находился на зимних квартирах.
Все что произошло дальше, в донесении описывается очень сухо, передавая только общие данные:
«Первый налет в составе пяти самолетов 5 Ю-88 был совершен в 5 часов 42 минуты по личному составу и материальной части самолетов, часть самолетов было в воздухе, часть готовилось к полетам.
Потери от первого налета: Погиб начальник ТДС полка - ст.лейтенант Федотов Леонид Алексеевич, в воздушном бою погиб командир звена мл.лейтенант Бутелин Леонид Григорьевич, ранено 12 человек...
Выведено из строя самолетов И-153 = 3 сгорели, 11 выведено из строя осколками бомб. И-16 выведено из строя - 2.
В первом воздушном бою сбито 4 бомбардировщика Ю-88».
Учитывая то, что в Боушеве было 45 И-153 (+1 не истр.), 15 И-16 тип 5/10/18, 2 У-2 (1 не истр.) и 1 ПВС-26, следует отметить, что потери были довольно значительные, хотя конечно далеко не смертельные. Ну а заявки на воздушные победы, имеют под собой вполне серьезное основание.
К сожалению описания этого налета и воздушного боя, со стороны противника, отсутствует. Однако, согласно докладу вернувшихся членов экипажа Ju 88 9K+LT из 9/KG51, действовавшим в составе шестерки, после удара после советским аэродромам в районе Станислава, их бомбардировщик, был сбит советскими истребителями в районе Стрый. Кроме того, согласно истории 51-й бомбардировочной эскадры известно что, из 7 сбитых в первом вылете Ju 88, 5 были из 9-го штаффеля.
Таким образом, штурмовой удар по аэродрому Боушев, видимо наносили 6 экипажей 9/KG51, из которых 3 или 4 были сбиты пилотами 12-го ИАП. Анализируя имеющиеся данные, складывается примерно такая картина событий:
В 4:50 в лагере 12-го ИАП объявили боевую тревогу, в 5:00 майор Коробков улетел в Станислав, в 5:15 взлетело дежурное звено. В 5:40-5:45 аэродром с бреющего полета атаковали 5-6 Ju88, которые, вероятно, действовали парами/звеньями, возможно с разных направлений. То, что немецкие экипажи, подошли к цели на низкой высоте, видимо позволило всей группе, или одной - двум парам, удачно отбомбиться по стоянкам самолетов.
Ну а дальше советские истребители, которые были в воздухе, судя по всему, атаковали немецкие бомбардировщики. В воздушном бою над аэродромом и, вероятно, во время преследования, были сбиты несколько Ju88, ценой потери одного И-153 и пилота.
Кроме выше упомянутого Ju 88 9K+LT, 9-й штаффель потерял 4 самолета, по немецкой классификации на 100%:
Ju88 №5245, код 9K+GT, экипаж: пилот Oblt. Gerhard Böhm, штурман Gefr. Karl-Heinz Arens, радист Uffz. Franz Lykar, стрелок Gefr. Alois Bobinger.
Ju88 №6318, код 9K+DT, экипаж: пилот Ltn. Emanuel Alder, штурман Ofw. Ludwig Müller, радист Ofw. Josef Dorr, стрелок Fw. Erich Maier.
Ju88 №5178, код 9K+AT, экипаж: пилот Fw. Heinz Sommer, штурман Uffz. Wolfgang Bölke, радист Uffz. Richard Frank, стрелок Gefr. Anton Brauchstetter.
Ju88 №5126, код 9K+CT, экипаж: пилот Uffz. Otto Evers, штурман Gefr. Karl Kutalek, радист Uffz. Eberhard Holm, стрелок Gefr. Kraus – в полном составе вернулся в часть.
Конечно, без дополнительных сведений, установить какой именно немецкий самолет уничтожил тараном Леонид Бутелин, видимо уже никогда не удастся.
Но вот что странно, командование полка, никак не отразило этот героический поступок ни в каких документах, и не представило героя к награде. В оперативных сводках полка и дивизии, а также в выше упомянутом, донесение о результатах налета противника с 22.06 по 25.06.41г., штаба 12-го ИАП, не никаких упоминаний про совершенный таран.
Причем никаких сомнений в том, что этот таран был совершен, нет. Сведения о нем содержаться буквально в десятках источников, начиная с июля 1941 года, и вплоть до 60-х годов, причем люди, свидетельствовавшие про это, не имели никаких связей друг с другом. Кроме вышеупомянутой газеты Красная звезда, где про этот подвиг писали дважды, про таран Бутелина написали в армейской газете «Знамя Родины», а так же в брошюре «Сталинская авиация в войне с германским фашизмом» в статье К.Е.Вейглина «Самолет-таран», Воениздат, НКО СССР 1942 года, выпуск 5. Подтвердили сведения о таране и несколько командиров 12-го ИАП, в том числе очень подробно описал обстоятельства боя, бывший начальник штаба полка Пономарев.
Интересно, что собиравший свидетельства про тараны советских летчиков 22 июня Исследователь С.С.Смирнов еще в конце 50 годов собирал сведения о первых таранах, и приводит в своей книге «Говорят погибшие герои» письмо сержанта 12-го ИАП Алексея Шанина, который аж в 1958 году вспомнил и довольно подробно описал обстоятельства таран.
Первым забил тревогу отец героя майор Григорий Семенович Бутелин, видимо ожидавший, после публикаций 1941-42 годов, награждения сына. Собранные им свидетельства бывших сослуживцев Леонида Бутелина, позволили ходатайствовать и после полуторагодичной переписки, в 1944 году, Леонид был представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени.
Собственно воздушный бой и таран Леонида Бутелина, примерно одинаково описывается и в газетных статьях, и письмах сослуживцев, а так же в различной художественной и мемуарной литературе, начиная с 1941 года. Практически согласно всем рассказам и свидетельствам, ход боя строился так: Практически прямо над аэродромом Бутелин атаковал и сбил один бомбардировщик. Далее, при попытке сбить еще один самолет противника, который зашел с другого направления на небольшой высоте, советский пилот ударил его винтом и крылом, после чего оба самолета упали на землю. И экипаж немецкого бомбардировщика и Леонид Бутелин погибли.
По какой причине, командование полка, замалчивало эпизод с тараном не понятно. Однако, исходя из имеющихся документов и свидетельств, уместно высказать некую гипотезу. Вероятно командование полка посчитало, что дежурное звено, поднятое в воздух задолго до того как над аэродромом появились вражеские бомбардировщики, было обязано предотвратить бомбардировку и потери на земле, однако не справилось с возложенной на него функцией. Ну а то, что далее командир звена Леонид Бутелин старался отразить последующие атаки, даже ценой собственно жизни, по какой-то причине, не повлияло на мнение майора Коробкова и его помощников.
Разгадать эту загадку, скорее всего, уже не получится. Однако, как бы то ни было, поступок Леонида Бутелина был ярким проявлением силы духа и любви к Родине. Ради своих идеалов молодой человек пожертвовал жизнью, и несомненно был достоин присвоения звания Героя Советского союза.

Командир звена 1-й АЭ 12-го ИАП Леонид Григорьевич Бутелин.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Бутелин-фото.jpg
Просмотров: 1459
Размер:	26.1 Кб
ID:	43245  

Последний раз редактировалось МишаТ; 18.10.2016 в 11:14.
МишаТ вне форума   Ответить с цитированием