Показать сообщение отдельно
Старый 24.10.2016, 01:06   #188
МишаТ
Местный
 
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
По умолчанию

Пока советские истребители были заняты отражением налетов на свои аэродромы, самолетам ударной авиации пришлось на только летать на штурмовки войск противника, перешедших границу, но и отражать атаки немецких бомбардировщиков. В ходе этих вылетов, командир звена 62-го ШАП старший лейтенант Анатолий Азаренков, согласно, боевого донесения начальника штаба 63-й САД подполковника Николаишвили, таранным ударом уничтожил немецкий бомбардировщик, который падая, врезался в другой немецкий самолет. В итоге были сбиты два немецких самолета.
К сожалению, как и в случае с Леонидом Бутеленым, в доку ментах 62-го и 237-го ШАП (при переформировании в июле 1941 года выделен из состава 62-го ШАП, и также считается правопреемником довоенного 62-го ШАП ), не содержится ни какой информации про таран Азаренкова. Возможно именно из-за путаницы с документами, при разделе полка, в некоторых источниках упоминается как автор тарана лейтенант И.И.Ковтуна, и это тоже косвенно подтверждает информацию о выполненном таране. Возможно за давностью времени при пересказывании истории боевых действий в первый день войны, банально перепутались фамилии участников событий, и Ковтун стал фигурировать вместо Азаренкова.
Тем не менее, в отличие от Леонида Бутелина, попав в «Краткие выводы о боевых действиях ВВС ЮЗФ с 22.06 по 10.08.41г.», Анатолий Азаренков засветился в числе отличившихся на самом высоком уровне. Интересно то, что мало того что в этом документе А.В.Азаренков единственный летчик-штурмовик ВВС фронта, так к тому же он там единственный из всех пилотов, упоминавшихся в различных документах, как таранивших немецкие самолеты. В этом документе не упоминаются как авторы таранов ни Л.Бутелин, ни даже удостоенный, за первый таран, звания Героя Советского союза И.И.Иванов, а вот А.В.Азаренков там фигурирует.
Справедливости ради следует отметить, что в «Кратких выводах о боевых действиях ВВС ЮЗФ с 22.06 по 10.08.41г.»., Анатолий Азаренков фигурирует просто как летчик, сбивший немецкий самолет, а так же предупредивший советскую танковую часть о приближении самолетов противника. Тем не менее, как минимум факт воздушной победы признан на высоком уровне, да и в штабе ВВС писали этот документ не для пропагандистских целей, поэтому героические подробности вполне могли опустить, но заслуги зафиксировали.
Что же добились стороны к концу первого дня на этом направлении. Немцы, так сказать – «пойдя ва-банк», и рискуя вообще потерять всю свою ударную авиацию, не просчитались. Еще в первой половине дня экипажи KG51 разгромили аэродромы 62-го ШАП в Стрые и Лисятичах, а так же аэродром Зубов (20 км южнее Тернополя) 86-го СБАП. Причем сделано это было, в отличие от Боушева, с минимальными потерями.
В 4:45 несколько пар немецких бомбардировщиков атаковали аэродромы Стрый и Лисятичи. В результате, на аэродроме Стрый была уничтожена матчасть 13 КАЭ и 108-й КАЭ, а так же учебные и неисправные самолеты 62-гол ШАП. Аэродром Лисятичи, в течении дня еще трижды был атакован немецкими бомбардировщиками , в результате чего было уничтожено и повреждено 2/3 самолетов. В донесении штабу ВВС фронта от 21.00 командующий ВВС 26-й армии полковник Маковский, уточнил потери:
«Уточняю данные об атаке на аэродром Лисятыче. Противник атаковал самолеты мелкими бомбами весом около 2 кг и пакетами с горючей жидкостью. Подход к аэродрому на высоте 200 метров, атака на высоте 50 метров. В среднем делают два захода. В полку убито 2 человека, ранено 23, 1 пропал без вести. Выведен из строя 41 боевой самолет. Осталось исправных 17 самолетов».
Причем надо отметить что часть исправных самолетов были восстановлены в течении дня, кроме того в донесении не учтены уничтоженные и поврежденные самолеты на аэродроме Стрый.
В 6.00 и 6:30 две пары Ju 88 с бреющего полета сбросили бомбы и проштурмовали аэродром Зубов. В результате 86-й СБАП понес следующие потери: уничтожено на земле - 7 СБ и 2 Пе-2; на время выведено из строя - 21 СБ и 7 Пе-2. Кроме того на взлете был сбит - 1 СБ, экипаж погиб. Всего после этих налетов в полку осталось исправных 18 СБ и 2 Пе-2.
Согласно оперативной сводки штаба ВВС 6-й армии, к 20.00 22.6.41г. В 5.50 один разведчик сбросил зажигательные бомбы и обстрелял огнем самолеты 87-го ИАП на аэродроме Бучач. Было убито 4 человека и ранено еще 21. Летчики полка произвели 22 самолето-вылета на патрулирование и воздушный бой. В бою сбит один самолет противника. Один экипаж не вернулся с боевого задания. Полк на 12.00 находился на аэродромах Тарнополь и Бучач в готовности к боевым действиям в составе 19 экипажей.
А всего за день 87-й ИАП понес следующие потери: сбито в воздушном бою - 3 И-16; уничтожено на земле - 9 И-16; на время выведено из строя - 13 И-16 и 3 МиГ-3.
К вечеру в полку осталось исправных: 30 И-16 и 1 МиГ-3. Количество экипажей ограничивалось кадрами полка, остальные пилоты не имели соответствующей подготовки.
Учитывая то, что части 15-й САД, базировавшиеся на Львовском аэроузле, понесли такие же тяжелые потери, и насчитывали от 1/3 – до половины боеготовых самолетов. На аэродроме Куровицы, на земле были уничтожены 15 И-15бис и 2 Ил-2, а так же повреждены еще 18 И-15бис и 1 Ил-2 из 66 ШАП. Там же 164-й ИАП потерял на земле уничтоженными по 1 И-16 и И-153, и поврежденными еще 11 И-153 и 5 И-16. В воздушном бою был сбит один И-153, пилот погиб. В итоге из состава двух полков соответственно 19 самолетов было полностью уничтожено и 35 повреждено, из числа поврежденных самолетов большую часть впоследствии списали.
Приходится констатировать, то что несмотря на серьезные потери, в боях над Боушевым, немецкое командование достигло безоговорочной победы. Несмотря на потерю четверти самолетов и 15 экипажей KG51, «юнкерсам» из «Эдельвейс» удалось обескровить группировку ВВС ЮЗФ, расположенную юго-западнее Львова. При этом единственный кадровый истребительный авиаполк, весь день занимался исключительно прикрытием собственного аэродрома, не принимая никакого участия в борьбе за господство в воздухе или прикрытие сухопутных войск.
Интересно, что экипажи KG51 заявили, что уничтожили на земле всего 100 самолетов, что конечно является абсолютным рекордом скромности. Очевидно, это было связано с тем, что 15 самолетов не вернулись, и их экипажи не смогли доложить о своих успехах, а так же то что в результате активного противодействия советских истребителей, далеко не все экипажи могли наблюдать результаты своих ударов.
Ну а самым неприятным, для советской стороны, было то, что командование ВВС ЮЗФ заняло абсолютно пассивную позицию. Ни один немецкий аэродром 22 июня 1941 года, не был подвергнут ответным ударам. Это позволяло немецким техническим службам в спокойной обстановке готовить машины к последующим боевым вылетам, а экипажам полноценно отдыхать между полетами. Ну и отдав инициативу в руки противника, было наивно надеяться на успех. Немцы не прощали таких ошибок, и на следующий день, налеты были продолжены, причем кроме, окончательно уничтоженных 62-го и 66-го ШАП, был добит и 12-й ИАП. Согласно все того же доклада штаба 12-го ИАП, 23 июня в результате шести налетов, всего насчитали - 20 Ju 88, и ценой потери двух бомбардировщиков, немцы смогли вывести из строя 5 И-153 и 4 И-16, а еще один И-153 был сбит в воздушном бою. Собственно после этого, находящиеся на правом фланге 5-го Авиакорпуса, части ВВС ЮЗФ, были на некоторое время нейтрализованы.
Собственно предъявлять какие-то претензии к советским летчикам было бы совершенно не корректно. Они бились до последней возможности, раз, за разом пытаясь на своих тихоходных машинах перехватить «юнкерсы» и «мессершмиты». Однако противник, после боев первого дня войны, далеко не всегда позволял это сделать, и зачастую используя скоростные качества своих самолетов, немецкие экипажи просто не вступали в бой. Индивидуальные навыки в технике пилотирования и стрельбе, а так же личное мужество советских летчиков, естественно далеко не во всех случаях могли компенсировать отставание в авиапромышленности и несовершенство организационной структуры военно-воздушных сил и нерешительность командования ВВС ЮЗФ.

Ju88A-5 из 9/KG51, И-153 из 62-го ШАП.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 9K+ET.jpg
Просмотров: 1901
Размер:	260.2 Кб
ID:	43396   Нажмите на изображение для увеличения
Название: №9 из 62 ШАП.jpg
Просмотров: 1882
Размер:	311.7 Кб
ID:	43397  

Последний раз редактировалось МишаТ; 24.10.2016 в 09:19.
МишаТ вне форума   Ответить с цитированием