Пользователь
Регистрация: 02.06.2013
Сообщений: 59
|
4. Як-1М «Дублер» (опытный экземпляр №3) (Sch.4. Yak-1M M-105PF2).
Построен 9 сентября 1943. Эта машина имела определенные отличия от первого опытного экземпляра. Установлен пошедший в серию М-105ПФ2. Исчезла «борода» в носовой части. Тоннели маслорадиатора и нагнетателя – в корне крыла, как на Як-1 «Москит» до переделки в ЦАГИ. Отсеки бензобаков отделены от кабины герметизирующими перегородками; полотняная обшивка фюзеляжа заменена фанерной (как на Як-1 «Москит» после переделки в ЦАГИ); установлен механизм аварийного сбрасывания фонаря; боковые края обрезанной до плеч бронеспинки резко загнуты вперед, что обеспечивало более надежную защиту туловища летчика от огня в горизонтальной плоскости сзади; на левом борту кабины летчика установлен подлокотник толщиной 3,5-4,0 мм, длиной 500 мм и высотой 150 мм; общая вместимость бензобаков увеличена до 275 кг: консольных – с 240 до 265 кг, расходного – уменьшена с 30 до 10 кг; расходный бензобак, как и основные, защищен протектором из одного внутреннего 2-мм слоя резины, двух 5,5-мм слоев губки «Аназот» и одного внешнего 2-мм слоя резины; установлены маслорадиатор ОП-555 и водорадиатор ОП-554 с увеличенной охлаждающей поверхностью; отклонение заслонки водорадиатора вниз увеличено с 270 до 385 мм; установлен автомат регулирования температуры воды АРТ-41; применено объединенное управление шагом винта и газом (ВГ) путем параллельного расположения рычагов; снят храповик; установлен винт ВИШ-105СВ-01; самолет оборудован системой нейтрального газа 1-й зоны от выхлопа двигателя; вооружение состояло из опытной облегченной мотор-пушки ША-20М (110 снарядов) и двух пулеметов УБС (по 150 патронов); кольцевой прицел с мушкой заменен коллиматорным ПБП-1а; пилотажно-навигационное оборудование дополнено вариометром ВР-30; установлена приемопередающая радиостанция РСИ-4 (приемник – в фонаре за изголовьем летчика); для обзора задней полусферы внутри кабины установлено зеркало. При этом полетная масса (2660 кг) осталась практически такой же, как у образца №1. Проходил заводские испытания 20-30 сентября и госиспытания 6-15 октября 1943 года. Показал на высоте 4300 м – 651 км/ч, время набора высоты 5000 м – 4,1 мин.
5. Як-3 ВК-105ПФ2 (Schs. 5. Yak-3 VK-105PF2 Series 1 & 6. Yak-3 VK-105PF2 Series 13).
Запущен в серийное производство по постановлению ГКО от 26 октября 1943 года. Некоторые конструктивные отличия от Як-1М «Дублер»: увеличено отклонение вниз заслонок (водорадиатора – до 410 мм вместо 385 мм, маслорадиаторов – до 260 мм вместо 225 мм).
До 13-й серии был вооружен одной 20-мм мотор-пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС (Sch.5. Yak-3 VK-105PF2 Series 1). Так как пушка ША-20М, стоявшая на «Дублере», не была принята на вооружение ВВС, пришлось вернуть более тяжелую ШВАК (120 выстрелов). А чтобы не потерять в маневре из-за возросшего веса пришлось снова убрать один УБС. С 13-серии (Sch.6. Yak-3 VK-105PF2 Series 13) второй УБС вернули и стали устанавливать по два пулемета (по 150 патронов каждый).
С 16-й серии емкость бензобаков уменьшили с 372 до 350-360 л.
6. Як-3П ВК-105ПФ2 (Sch.7. Yak-3P VK-105PF2 Series 51).
29.12.1944 вышло постановление ГКО №7228сс «О выпуске самолетов Як-3 с мотором ВК-105ПФ, вооруженных тремя пушками Березина калибра 20 мм, на заводе № 292 …». Вместо мотор-пушки ШВАК и двух пулеметов УБС на Як-ЗП были установлены одна 20-мм мотор-пушка Б-20М (120 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 130 снарядов). В связи с этим изменилась компоновка установок вооружения. Масса оружия и боекомплекта стала на 11 кг меньше, чем у серийных Як-З, масса оружейных установок практически не изменилась. Масса секундного залпа у Як-ЗП – 3,52 кг/с. На самолете также были усилены средние части нервюр, установлены улучшенные бензиномеры с увеличенной до 160° шкалой, радиоприемник РСИ-4А заменен на РСИ-6М. Як-ЗП серийно производился на заводах №292 в Саратове (С 51-й серии) и №31 в Тбилиси с апреля 1945 до середины 1946 года. С 1 августа 1945 года все Як-З ВК-105ПФ2 выпускались только с тремя пушками Б-20.
Теперь немного о вопросе наличия/отсутствия выштамповок (выколоток – кому уж как нравится) в верхнем капоте у различных модификаций Як-3, вооруженных синхронными пушками Березина. Где-то больше года назад я познакомился с обсуждением этого вопроса. Аргументы при этом приводились вполне весомые. А катализатором этому послужили фотографии Як-3 пушечного, Як-3 с крылом смешанной конструкции, Як-3 с металлическим крылом и оперением от Тбилисского и Саратовского заводов, а также цельнометаллического Як-3 Тбилисского завода. Дело в том, что даже при внимательном рассмотрении этих фото создается впечатление, что выштамповок в верхнем капоте у этих самолетов нет. И объяснение этому, в общем-то, казалось бы, не столь и сложное. Авиапушка Б-20 конструктивно мало чем отличалась от пулемета УБ. Причем, одно из основных отличий заключалось в том, что конструктором был разработан оригинальный механизм пневмоперезаряжания без вспомогательного цилиндра. Если сличить фото (чертежи) пулемета и пушки Березина, то можно заметить, что пушка имеет одно конструктивное отличие – у нее отсутствует верхний цилиндр, и, как следствие, она имеет меньший вертикальный габарит. Вследствие чего, если следовать версии отсутствия выштамповок, вертикальный габарит пушки позволил бы уместить ее под капотом без выштамповок, требовавшихся в случае установки синхронных УБ. Существуют фото в подтверждение обеих версий, существуют также фото, на которых сторонники обеих версий либо видят, либо не видят этих выштамповок. Создается впечатление, что они не столь выпуклые, как на Як-9У, и потому малозаметны. Скорее всего, выштамповки в верхнем капоте самолетов, оснащенных синхронными пушками, действительно крайне незначительны, т.е. еще меньше тех, которые присутствуют на Як-3 с УБС (а у него выштамповки еще менее выпуклы, чем на Як-9У с УБС). Я накидал в папки с разными модификациями много фотографий, так что у Вас будет из чего сравнить и составить свое мнение на этот предмет.
И еще. На пушечных вариантах в носовой части капотов появились «обтекатели» для стволов синхронных пушек. Я добавил в папку несколько фото и изображений, чтобы как-то объяснить, о чем идет речь.
7. Як-3Т ВК-105ПФ2 (Sch.8. Yak-3T VK-105PF2).
Як-ЗТ (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105Л-28 являлся модификацией серийного Як-З №36-20 производства завода №292. Произведен 8 января 1945 года ОКБ-115 в исполнение постановления ГКО №7229сс от 29.12.1944 «О постройке опытного самолета Як-3 с мотором ВК-105ПФ, вооруженного одной облегченной пушкой Нудельмана-Суранова калибра 37 мм и синхронной пушкой Березина калибра 20 мм». Вместо мотор-пушки ШВАК и двух пулеметов УБС на Як-ЗТ установлены 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов каждая). Масса секундного залпа – 5,75 кг/с. По внешнему виду Як-ЗТ отличался от серийных Як-З выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37. Кабина пилота сдвинута назад на 400 мм; сняты броненадголовник и бронеподлокотник. Уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л; вместо серийного водорадиатора СП-554 установлен опытный ОП-622, имевший меньший фронт и большую охлаждающую поверхность; снята система нейтрального газа. Произведена замена серийного фонаря кабины летчика на фонарь, аналогичный фонарю Як-9 ВК-107А. Полетная масса по сравнению с массой серийного Як-З увеличилась и составляла 2756 кг. После госиспытаний, проходивших 17 февраля по 27 апреля 1945, проходил переделку в ОКБ-115. Увеличена емкость маслобака по типу маслобака Як-З ВК-107А; переварены фермы установки синхронных пушек по типу Як-З ВК-107А; заменены выхлопные патрубки на серийные; заменен винт на серийный ВИШ-105СВ-01; заменен кок винта. Из-за недоведенности ВМГ серийно не строился.
8. Про Як-3К (45 мм) и Як-3 с 57-мм не будем. Оставим освещение этого вопроса тем, кто что-то знает о таких машинах. Я, в общем, догадываюсь о причинах появления таких версий, но все же оставлю эту тему для людей большей чем у меня осведомленности.
|