14. Як-9У ВК-107А №41-166-038 (Schs. 17-18. Yak-9U VK-107A)
В сентябре 1945 года, на государственные испытания предъявили Як-9У «Эталон 1945 г.» (№ 41-038), выпущенный совместными усилиями заводов № 166 и № 115. Истребитель был оснащен парой синхронных орудий Б-20С (боекомплект 240 патронов) и мотор-пушкой Б-20М (120 патронов). При этом предусматривалась установка моторных орудий Н-37 и НС-23 с боезапасом 30 и 60 патронов соответственно взамен Б-20М. Граненый козырек заменили гнутым. Зачем - непонятно, поскольку уже убедились в том, что подобный козырек сильно искажал видимые объекты. С самолета сняли броненадголовник. Полотняную обшивку элеронов заменили металлической. Маслорадиатор типа 555 заменили увеличенным ОП-622, а расходный бачок с обратными клапанами - бензофильтром с пожарными кранами. Установили однолучевую антенну с мачтой и кислородный прибор КП-12 вместо КПА-3бис. Государственные испытания выявили большое количество дефектов; в частности, недостаточное бронирование самолета из-за отсутствия переднего бронестекла, перегрев масла в наборе высоты и охлаждающей жидкости мотора в горизонтальном полете, нарушение нижнего уплотнения блоков двигателя и разрушение его коренных подшипников и пр. В итоге Яковлев сам попросил прервать испытания.
15. Як-9У ВК-107А (Sch.19. Yak-9U VK-107A)
В октябре 1945 года на испытания поступил самолет Як -9У завода № 166 № 52-082 с ВК-107А с измененными системами охлаждения. Вооружение осталось стандартным - два синхронных пулемета УБС и пушка МП-20. Маслорадиатор ОП-622 заменили типом 726, имевшим больший фронт и охлаждающую поверхность. Радиатор охлаждающей жидкости типа 554 заменили типом 728, при этом увеличили п лощади проходных сечений туннелей обоих радиаторов и изменили углы открытия заслонок. Температурный режим двигателя облегчили, но вместе с этим сократилось расстояние (до 70 мм) от земли до заслонки при полном ее открытии, и возросли усилия, необходимые для ее закрытия в полете. Дело дошло до того, что при скорости более 450 км/ч это сделать было невозможно. Температурные режимы винтомоторной группы самолета с водорадиатором типа 728 и маслорадиатором типа 726 значительно снизились и на всех режимах работы мотора, включая боевой (п=3200 об/мин), находились практически в допустимых пределах. Внешне эта машина уже сильно походила на будущий Як-9П, с одним лишь отличием – крыло было мешанной конструкции.
16. Як-9П ВК-107А №01-153-03 (Sch.20. Yak-9P VK-107A)
Як-9П ВК-107А представлял собой модификацию серийного самолета Як-9У смешанной конструкции с тем же двигателем и отличался от него в основном крылом цельнометаллической конструкции. С окончанием войны стали предъявляться требования, вытекающие из условий мирного времени и существенно отличающиеся от требований периода войны, по вопросам длительности хранения и эксплуатации, качества выполнения монтажей и общей культуры изготовления планера, двигателя, вооружения, оборудования и самолета в целом. Постановление Совета Министров СССР от 17 июня 1946 года требовало от МАП представить на госиспытания металлический самолет Як-9 с ВК-107А, на котором должны быть устранены все дефекты Як-9У ВК-107А смешанной конструкции. Во исполнение этого постановления ОКБ-115 предъявило самолеты №01-03 и №01-04 с металлическим крылом и фанерной обшивкой фюзеляжа. По планеру - вместо крыла смешанной конструкции установлено цельнометаллическое крыло, законцовки крыла выполнены в виде эллипса, а не трапециевидными; полотняная обшивка элеронов заменена металлической; установлены переднее бронестекло и броненадголовник. По винтомоторной группе - установлены дюритовые бензобаки. Вооружение и спецоборудование самолетов Як-9П №01-03 и №01-04 было таким же, как у опытного и серийных самолетов Як-9У смешанной конструкции. Самолеты проходили госиспытания с 28 июня по 28 июля 1946 года. По результатам госиспытаний отмечалось, что самолеты прошли испытания удовлетворительно.
17. Як-9П ВК-107А №01-153-30 (Sch.21. Yak-9P VK-107A)
В сентябре 1946 на заводе №153 были построены самолеты Як-9П войсковой серии, в том числе: 29 самолетов (с №01-01 до №01-29) с металлическим крылом и фанерной обшивкой фюзеляжа (Sch.20. Yak-9P VK-107A) и 10 самолетов (с №01-30 до №01-39) цельнометаллических (Sch.21. Yak-9P VK-107A). Вооружение включало два синхронных пулемета УБС с боезапасом 300 патронов и пушку МП-20 (120 патронов). Фонарь кабины пилота оснастили передним бронестеклом, а подвижную часть - механизмом аварийного сбрасывания. На кресле летчика имелись бронеспинка и броненадголовник. Винтомоторная группа, вооружение и спецоборудование самолетов Як-9П войсковой серии были такими же как у опытного и серийных самолетов Як-9У смешанной конструкции №01-03 и №01-04, проходивших госиспытания в июне-июле 1946 года. Войсковые испытания проходили с 4 октября 1946 по 4 февраля 1947 года. Двигатели на всех режимах и высотах работали удовлетворительно, но при длительном планировании при отрицательных температурах наружного воздуха происходило переохлаждение воды, и через каждые 1500-2000 м необходимо было делать «площадки» для прогрева двигателя. Вооружение, состоявшее из пушки ШВАК и двух пулеметов УБС, не удовлетворяло требованиям ВВС к послевоенным самолетам. Спецоборудование обеспечивало выполнение полетов только в дневных условиях при наличии видимости земных ориентиров.
18. Як-9П ВК-107А №01-153-04 (Sch.22. Yak-9P VK-107A)
Самолет №01-04 (который в июне-июле уже проходил госиспытания) с установленным новым оборудованием успешно прошел контрольно-проверочные испытания в HИИ ВВС с 9 по 17 августа 1946 года. Новое оборудование включало в себя: радиополукомпас РПКО-10М, радиолокационный опознаватель СЧ-З, посадочную фару ФС-155, лампы ультрафиолетового облучения приборной доски (УФО), авиагоризонт «Аншютц», фотокинопулемет ПАУ-22. Остальное спецоборудование, как и вооружение самолета, осталось без изменений. Новое оборудование было рекомендовано для внедрения на всех серийных Як-9П ВК-107А.
|