7. Як-9Р (Schs.12-16. Yak-9R). Эта модификация имеет весьма интересную историю своего возникновения. Я немножко уйду в предысторию ее появления. Начало было положено предложением ОКБ тов. Яковлева модифицировать путем несложных в производстве переделок обычную машину Як-7 в вариант разведчика. Для этих целей на заводе №301 в августе 1941 подвергли доработкам два серийных самолета Як-7УТИ. Машина (на схеме - Як-7УТИ с АФА-И.tif) получила комплект вооружения такого же объема, как у опытной машины в боевом варианте, - мотор-пушка ШВАК и два пулемета ШКАС. В целях защиты экипажа между кабинами установили бронестекло, а сиденье во второй кабине оснастили бронеспинкой. Для решения задач разведки во второй кабине смонтировали аэрофотоаппарат АФА-И и органы управления им: выключатель, сигнальную лампу и кнопку включения. Органы управления АФА в передней кабине не устанавливались. Для объектива фотоаппарата в нижней части фюзеляжа прорезали люк, имевший две створки. Управление открытием и закрытием створок осуществлялось специальным рычагом на левом борту. Для оперативной передачи разведданных на самолет установили приема-передающую радиостанцию. Введенные изменения увеличили полетный вес машины, поэтому для сохранения маневренных характеристик и повышения безопасности полета на самолет установили крыло с автоматическими предкрылками. Такое же крыло устанавливалось также на Як-7М, Як-7М82, И-28, И-30. В дальнейшем это крыло через Як-7ДИ перешло к Як-9. С 15 по 23 сентября 1941 самолет прошел полигонные испытания фотооборудования в НИИ ВВС КА с положительным заключением. Тем не менее как недостаток установки испытатели отметили отсутствие управления АФА в передней кабине, что исключало возможность использования машины одновременно как одноместного истребителя, так и разведчика. Дальнейшего распространения этот вариант Як-7 не получил из-за неизбежной инерции в постановке производства авиационной промышленностью. Пока установка разрабатывалась, проходила положенные ей испытания, ВВС решили возникшую острую проблему с разведывательной авиацией другими способами. Дальнейшая судьба обеих машин Як-7 в варианте разведчика пока не установлена. Но из-за усилившегося противодействия немецких ПВО и истребительной авиации существовала необходимость использования истребителей для выполнения задач воздушной разведки. И, в соответствии с приказом наркома авиапромышленности №365с от 21 июня 1943 г. ОКБ Яковлева провело на заводе №82 очередные работы по разработке единой фотоустановки для серийного производства и установке ее на Як-7Б. Модифицированный Як-76 №821440 с АФА-ИМ поступил на полигонные испытания в НИИ специальных служб ВВС КА в сентябре 1943 г. Основной целью конструкторов была разработка комплекса мероприятий (установка специальных кронштейнов и электророзетки для АФА, выполнение фотолюка со створкой, нанесение краской меток под установку командного прибора и под вырез в полу задней кабины), чтобы монтаж АФА в случае необходимости мог выполняться силами авиационных частей на любой из серийных машин. Предложенную НКАП схему фотоустановки утвердили в качестве эталона для серийного производства и внедрили выполнение комплекса подготовительных мероприятий на машинах завода №82 с 15-й серии. Комплект технической документации, поставляемой вместе с самолетами в строевые части, пополнили кратким описанием фотооборудования самолета Як-7Б под АФА-ИМ с чертежами и схемами необходимых доработок. Было выпущено около 350 самолетов Як-7Б (Як-7Б с АФА-ИМ.tif) с фотооборудованием под фотоаппарат АФА-ИМ на заводах № 153 и № 82. Эти машины, по моему недосмотру, не попали в перечень модификаций «семерки». Так что здесь я исправляю свое упущение. Существовала, правда, еще одна интересная модификация. Но о ней я напишу в части, касающейся Як-9ДД. Теперь, собственно, о самих Як-9Р. Як-9Р (разведчик) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П представлял собой модификацию серийных самолетов Як-9 или Як-9Д и отличался от них в основном наличием фотооборудования. Фотоаппарат устанавливался на специальном кронштейне в днем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотосъемки. В нижней части фюзеляжа против объектива был сделан люк со шторкой, открываемый летчиком из кабины при помощи особого управления. Командный прибор устанавливался в кабине на правой откидной панели. Як-9Р выпускался в вариантах ближнего и дальнего разведчиков, отличавшихся друг от друга фотооборудованием, вооружением и запасом горюче-смазочных материалов. Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на базе серийного Як-9. На нем был установлен аэрофотоаппарат АФА-ИМ. По полетной массе, запасу горючего, основным летно-тактическим характеристикам, а также по технике пилотирования, устойчивости и управляемости этот самолет не отличался от серийных двухбачных Як-9 (Як-9Р v.1.tif). Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на заводах НКАП небольшими сериями или модифицировался (дорабатывался, переоборудовался) в частях силами ПАРМов или ремонтных баз воздушных армий по чертежам, разработанным ОКБ-115, поэтому точное число таких самолетов неизвестно. Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в заводских условиях на базе Як-9Д и имел аэрофотоаппарат АФА-ЗС/50. Существовало два варианта дальнего разведчика. В первом варианте (Як-9Р v.2.tif) вооружение осталось, как на Ях-9Д, т.е. имелись одна пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Во втором варианте вооружение состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов. Этот вариант оборудовался радиополукомпасом РПК-10, авиагоризонтом АГП-2 и радиостанцией РСИ-4, что облегчало выход на свой аэродром при полете по большим ломаным маршрутам и обеспечивало более широкое использование самолета в плохих метеоусловиях. Як-9Р в первом варианте дальнего разведчика серийно выпускался на заводе №166. На втором варианте дальнего разведчика Як-9Р завода № 153 (Як-9Р v.3.tif) стояла только пушка ШВАК, вместо прозрачной брони - стальная бронеспинка, фотолюк закрывался двумя створками (тоже с тросовым управлением). По состоянию на 13 августа 1943 года было выпущено 35 серийных Як-9Р.
|