Вот ещё по авиагоризонту АГИ-1:
Свой последний полёт Гагарин и Серёгин 27 марта 1968г. выполняли на Миг-15 в сложных метеоусловиях. В числе 14 версий гибели лётчиков является неудовлетворительное качество авиагоризонта АГИ-1, из-за которого пилоты потеряли пространственную ориентировку. В момент снижения самолёта с высоты 4 200м самолёт перешёл в крутую спираль и лётчики перестали понимать своё положение в пространстве. Вывести самолет в облаках из крутой спирали, используя индикацию авиагоризонта АГИ-1, практически невозможно.
ПРИБОР-УБИЙЦА.
Контрольный аппарат-авиагоризонт, из-за которого погиб Юрий Гагарин, до сих пор стоит на пассажирских самолетах
"При сильной облачности и густом тумане пилоту ориентироваться по авиагоризонту — все равно что лететь с завязанными глазами", — утверждает военный летчик 1-го класса Александр ПЛЕНЦОВ. С его слов, 90 процентов авиакатастроф, списываемых на "человеческий фактор", происходит по вине несовершенной железяки, из-за которой летчик перестает понимать, где земля, а где небо. В качестве примеров военспец приводит катастрофу МиГа, в которой погибли Юрий Гагарин с Владимиром Серегиным, и недавнюю гибель 75 человек, разбившихся на борту украинского Як-42 в Турции. Пленцов убежден: хотя между трагедиями прошло 35 лет, причина у них одна.
Американцы изобрели свой авиагоризонт в 1929 году. Мы — тридцатью годами позже. На нашем приборе летчик видел неподвижную горизонтальную линию земли и качающийся над ней силуэт самолета: ушла машина в левый крен — и силуэт на авиагоризонте кренится влево. Завалился самолет вправо — то же самое происходит и с его силуэтом на приборе. Но в середине 60-х годов в руки высокому авиационному чиновнику попал американский авиагоризонт "Collins". Он был устроен иначе — силуэт самолета неподвижен, а смещалось изображение земли. Причем так: при крене самолета влево "земля" на приборе отклонялась вправо. "Collins" очень стильно выглядел и чиновнику понравился. Аналогом американского авиагоризонта стали комплектовать советские, а затем и эсэнгэшные гражданские самолеты. И полеты при нулевой видимости превратились в мучения для летчиков.
- Эффект такой, — говорит Пленцов, — будто едешь на неподвижном автомобиле по движущемуся навстречу шоссе, и управлять приходится не машиной, а дорогой.
И вот по этим ссылкам
http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBW...eyno=0&mc=3984
http://www.gyro.org.ua/gyro_agi1c
http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBW...eyno=0&mc=3988