Класс типа самолета:
ALL - многоцелевой истребитель
Ki-100-I-Ko ... Истребитель получил "длинное" наименование
тип 5 армейский истребитель модель 1-ко и "короткое"
Ki-100-I-Ko.
Ошибочно считается, что Ki-100-I-Ko - лучший японский истребитель. Это не отвечает действительности.
Хотя
Ки.100 не был массовым истребителем, его история интересна, ведь от зарождения идеи до первого полета прошло всего 4 месяца, а вся жизнь самолета продлилась всего 10 месяцев.
История такова: В конце 1940 г на заводе Кавасаки в Акаси были собраны первые лицензионные DВ-601а, названные в Японии Ха.40 (Ха - первый слог слова "хацудоки" двигатель). То, что мотор DB-601a работает на режимах, близких к предельным из-за тепловых перегрузок, было известное и немцам, но они довольно успешно боролись с этой проблемой, повышая уровень технологии. На японских же заводах культура производства была существенно ниже и мотор Ха.40 по сравнению с DВ-601а оказался менее надежным. (Все Ки.61 - оснащались этим мотором и его последующей модификацией).Японцы усовершенствовали мотор Ха.40. В январе 1944 г начался серийный выпуск мотора Ха.140, представлявшего собой форсированный вариант Ха.40. Характеристики мотора улучшились, но многочисленные дефекты остались. Вследствие этих дефектов выпуск моторов не поспевал за выпуском планеров истребителя
Ки.61. К концу 1944 г у фирмы Кавасаки имелось 275 планеров
Ки.61 без моторов, прозванных японцами "
кубинаси" безголовые. В условиях, когда боевые действия разворачивались в воздухе над самой Японией, очень остро ощущалась нехватка истребителей, особенно для системы ПВО. Возрастание трудности с производством моторов Ха.40 и Ха.140 стал очень актуальным.
В ВВС императорской армии начал обсуждение с конструкторами фирмы Кавасаки возможности замены на Ки.61 мотора жидкостного охлаждения на более простой и доступный мотор воздушного охлаждения. Было решено приспособить для этой цели мотор Ха.112 фирмы Мицубиси. Эти моторы применялись также на высотных истребителях Ки.102, разведчиках Ки.46.
КБ Кавасаки изучало четыре возможных варианта установки Ха.112. В первом варианте никакого плавного перехода от мотора к фюзеляжу не предусматривалось, но резкий уступ за капотом создавал такое сопротивление, что этот вариант был отвергнут сразу. Второй вариант ориентировался на конструкцию Ки.27, где мотор большого диаметра был вписан в узкий фюзеляж коротким переходным участком. От этого варианта также пришлось отказаться, поскольку и в этом случае сопротивление было бы слишком велико. Третий вариант предусматривал установку внешней обшивки по всей длине фюзеляжа, изменяя таким образом его сечение. Сопряжение мотора Ха.112 с фюзеляжем получалось идеальным, но дополнительная обшивка имела немалый вес, а кроме того требовала больших переделок конструкции.
В результате был принят четвертый вариант, очень сильно похожий на то, что сделали в СССР с
ЛаГГ-3, трансформируя его в
Ла-5. Как и на
Ла-5, на
Ки.100 была поставлена легкая обшивка, создающая обтекаемое сопряжение мотора и фюзеляжа и заканчивающаяся у задней кромки крыла. В конструкции подмоторной рамы и капота были использованы результаты исследования в Японии истребителя
Фокке-Вульф FW.190А, однако выхлопные патрубки на
Ки.100 устанавливались иначе горизонтально по обе стороны фюзеляжа что дало прирост скорости в 10-15 км/ч. Максимальная скорость
Ки.100-1-Ко упала по сравнению с последней моделью Ки.61 на 10-20 км/ч на всех высотах, но зато маневренность и скороподъемность существенно улучшились благодаря снижению веса и росту удельной мощности.
Кроме замены мотора и связанных с этим переделок, существенных изменений в конструкции не было сделано. Запас топлива остался прежним, вооружение и боезапас также не изменились, сохранился и винт фирмы Сумитомо (лицензионный Гамильтон). Поэтому выпуск новых истребителей, начатый переделкой фюзеляжей Ки.61 под новый мотор, продолжился уже установкой этих моторов прямо на сборочных линиях завода Кавасаки в Кагамигахаре, строившего ранее Хиены. К концу июня все безмоторные планеры (всего около 270 штук) получили моторы Ха.112.
Освоение новых самолетов в полках шло очень быстро, поскольку серьезных отличий в пилотировании по сравнению с Хиеном Ки.100 не имел. Штаб ВВС императорской армии учитывал это и направлял Ки.100 в части, вооруженные Ки.61...
После атаки американских В-29 на завод в Кагамигахаре 22 июня 1945 г. завод был полуразрушен, а спустя четыре дня атака была повторена и от цехов ничего не осталось. Вытащив из-под обломков кое-какое оборудование, японцы разместили его прямо в ближайшем небольшом леске. Часть оборудования разместили в подземном убежище в километре от развалин сборочных цехов. Кроме того, фирма Кавасаки имела маленький заводик в Цуики, ранее бывший мукомольной фабрикой. Оба эти импровизированные производства выпустили в июле-августе 40 Ки.100. Кстати, в конце июля и заводик в Цуики был "отключен" американской авиацией. Таким образом всего, включая прототипы, было выпущено 389 Ки.100, из них 271 машина переделана из
Ки.61. Все самолеты немедленно направлялись в строевые части.
В ряду истребителей второй мировой войны Ки.100 занимал достойное место. не смотря на короткий срок службы.
Axis;Japan;Fighter;KI_100_IKO;340;6000;6000;defaul t;1
Axis;Japan;Interceptor;KI_100_IKO;320;7000;7000;de fault;1
Axis;Japan;Reconplane;KI_100_IKO;350;6000;6000;def ault;1
Axis;Japan;FAttack;KI_100_IKO;350;1500;600;2x250;1
Axis;Japan;FAttack;KI_100_IKO;350;1500;600;1x250;1
Axis;Japan;FBomber;KI_100_IKO;350;2500;1000;2x250; 1
Axis;Japan;FBomber;KI_100_IKO;350;2500;1000;1x250; 1
Axis;Japan;aSoft;KI_100_IKO;350;2000;1000;2x250;1
Axis;Japan;aSoft;KI_100_IKO;350;2000;1000;1x250;1
Axis;Japan;aTank;KI_100_IKO;350;2000;1000;2x250;1
Axis;Japan;aShip;KI_100_IKO;350;2500;2000;2x250;1
Axis;Japan;aHeavy;KI_100_IKO;350;2500;1000;2x250;1
Axis;Japan;aHeavy;KI_100_IKO;350;2500;1000;1x250;1
Axis;Japan;Staff;KI_100_IKO;350;4000;4000;default; 1
Axis;Japan;Transfer;KI_100_IKO;350;4000;4000;defau lt;1
Axis;Japan;Kamikaze;KI_100_IKO;370;1500;500;2x250; 0