Cat The Slayer
Регистрация: 06.04.2007
Сообщений: 4,113
|
Первое боевое применение Ил-2 - Тяжелый дебют «летающего танка»
В качестве анонса, отрывок из новой статьи Михаила Тимина о первом боевом применение первых Ил-2.
Статья пойдет в один английский авиационный журнал, ну и по традиции на Варспот:
Цитата:
25 июня 1941 года первые боевые вылеты на Ил-2 в Великой Отечественной войне, совершили летчики 74-го и 66-го ШАП.
Остатки 74-го ШАП сосредоточились в Бобруйске 23-24 июня без самолетов, и было принято решение использовать, «застрявшие» там 4 Ил-2, по прямому назначению.
Согласно оперативной сводке 13-й БАД пара Ил-2 выполнила боевой вылет на штурмовку мотомехколонны немцев на дороге ст.Грудополь – ст.Косов. Из подробностей известно только то, что оба самолета получили пробоины от пуль и осколков. Имена пилотов выполнивших первый вылеты, в документах не упомянуты. Всего пилоты полка выполнили 15 боевых вылетов, видимо не позднее вечера 27 июня личный состав 74-й ШАП эвакуировали из Бобруйска, тогда же видимо последний раз летали, а уже 30 июня полк прибыл в Воронеж для переформирования.
25 июня один Ил-2 66-го ШАП летал на разведку дорог в районе Станиславчик. Второй вылет был совершен 29 июня, так же на разведку войск противника, в районах Комарно – Яворов – Грудек-Ягелонский. 30 июня один Ил-2 был уничтожен немецкими самолетами на аэродроме Зубово, и оставшиеся 2 Ил-2 перегнали на аэродром Умань, где передали в 44-ю ИАД. Самолеты не были использованы для разведки, так как полк не имел РС, а пушки и бомбардировочное вооружение имели производственные дефекты, устранение которых требовало значительных усилий техсостава.
26 июня 63 Ил-2 4-го ШАП начали перебазирование на фронт, 9 Ил-2 (3 не испр.) остались в Богодухове. Правда, до промежуточного аэродрома Карачев смогли достичь только 57 машин, остальные произвели вынужденные посадки из-за нехватки горючего, причем один Ил-2 №1860504 был разбит младшим лейтенантом В.Н.Шаховым, еще два самолета были оставлены в Карачеве из-за неисправностей. На следующий день 55 самолетов перелетели в Старый Быхов, и этот день были выполнены первые боевые вылеты.
27.06 три Ил-2 1-й эскадрильи ведущий командир эскадрильи капитан П.В.Спицын, ведомые замкомэски капитан К.Н.Холобаев и ст.политрук С.Я Дрюков выполнили разведывательный полет в район Бобруйска. В результате огня ЗА получил повреждения Ил-2 №2004, пилот капитан Холобаев довел самолет до аэродрома, но при посадке самолет был разбит.
28.06 разведывательные вылеты в район Бобруйска выполнили 6 Ил-2, сбросив на противника 32 бомбы, все самолеты вернулись на аэродром
29.06 частям ВВС ЗФ была поставлена задача н на уничтожение танков и мотопехоты в районе Бобруйска. Выполни в ранним утром 9 вылетов на разведку, полк определил цели, которые, однако были атакованы только вечером, с 18:00 по 21:00. Первую половину дня техсостав лихорадочна регулировал вооружение, так как в первых вылетах пушки ШВАК давали массовые отказы.
Всего за день самолеты полка выполнили 64 боевых вылета, из 35 на атаку переправ и мостов в Бобруйске. Было сброшено 106 ФАБ-50, 864 АО-2,5; выпущено 424 РС; израсходовано 5200 снарядов ШВАК и 40000 патронов ШКАС. Из боевых вылетов не вернулись 12 самолетов, 4 были сбиты в воздушном бою, 8 пропали без вести. Еще 4 самолета произвели вынужденные посадки на аэродром, из них два с боевыми повреждениями, два по не боевым причинам, из-за неисправностей.
Не вернулись на свой аэродром следующие самолеты:
1-й эскадрилья: №1860902 зам.комэска ст. лейтенант В.Т.Филиппов, №1861701 мл. лейтенант Г.П.Чухно, №1864903 лейтенант Н.Д.Конов, №1861501 лейтенант М.Шакирджанов.
2-й эскадрилья: №1861503 №1861504 ст. лейтенант И.А.Пятышкин, №1863104 мл. лейтенант Н.А.Грицевич.
3-й эскадрилья: №1864604 зам.комэска ст. лейтенант А.Д.Кузьмин, ст. лейтенант С.Я.Готгельф.
4-й эскадрилья: №1862502 лейтенант М.С.Варфоломеев.
5-й эскадрилья: №1862803 лейтенант А.М.Пушин, №1860402 мл. лейтенант Е.П.Сосник, №1861304 лейтенант В.Д.Баранов.
Примечательно, что немецкие истребители заявили только про уничтожение только 5 самолетов подходящих по описанию на Ил-2. В 19:30 1 V-11 заявил оберлейтенант Х.Грассер из штаба JG51, 1 R-10 в 19:55 и 3 Skua (!) в 20:48 – 20:52 штаб I/JG51. Остальные самолеты были сбиты огнем ЗА и потеряны из-за отказов техники и ошибок пилотов. Причем принимая во внимание соотношение 1:1 боевых и не боевых повреждений у самолетов совершивших вынужденные посадки, не будет преувеличением, отнести примерно половину не вернувшихся самолетов, в потерянные по небоевым причинам.
Противник ответил ударом по аэродрому Старый Быхов около 22.00. Потерь избежать не удалось, при бомбежке аэродрома Старый Быхов погибли командир 2-й эскадрильи капитан А.Н.Крысин, командир звена ст.лейтенант И.В.Захаркин и пилот мл.лейтенант А.В.Мещеряков. 4 Ил-2 взлетели для того что бы избежать уничтожения на земле, но после окончания налета, в темноте при посадке один самолет №1860205, был разбит командиром 1-й эскадрильи капитаном Спицыным.
|
Последний раз редактировалось Wotan; 13.04.2016 в 11:32.
|