|
![]() |
#11 |
Местный
|
![]()
Добавил Пушкин...
Первое упоминание о Царскосельском аэродроме относится к 1908 году. 24 августа 1908 года петербуржская газета “Новое время” сообщила читателям: “Конкурс аэропланов. Главное инженерное управление организует осенью 1909 года международный конкурс аэропланов. На премии испрошено через военный совет 50 тысяч рублей. Подробные условия конкурса пока окончательно не выработаны. Место для аэродрома также не выбрано. Предполагается ходатайствовать о разрешении устройства аэродрома на Царскосельском скаковом поле”. Летом 1911 года на Софийском плацу, слева от Гатчинского тракта, началось строительство аэродрома... 5 июля 1914 года в 1 час 55 минут с Комендантского аэродрома взлетел “Илья Муромец” с заводским №128. Экипаж самолёта составляли пилоты: Сикорский, Янковский, Лавров, Алехнович и механик Панасюк. В условиях “белой ночи” самолёт совершил перелёт по маршруту: Царское Село-Пулково-Охта-Комендантский аэродром-Стрельна-Красное Село-Царское Село. Полёт продолжался 6,5 часов, в его ходе пилоты сменяли друг друга за штурвалом. Всего было пройдено 650 вёрст (без малого 700 км), что являлось очередным мировым рекордом. В годы Первой мировой войны на Царскосельском аэродроме базировался авиаотряд, основной задачей которого было прикрытие Императорской резиденции с воздуха. Ещё один такой же авиаотряд базировался на северной окраине Царского Села. Авиаторы этого отряда летали, используя в качестве взлетно-посадочной полосы Кузьминское шоссе. В Царском Селе приказом Верховного Главнокомандующего № 422 от 22 мая 1915 г. был сформирован авиационный отряд. Его задачей являлось – недопустить появление «неприятельского» воздухоплавательного аппарата над дворцом. При этом запрещалось преследовать противника за районом Царского Села, чтобы небо над императорской резиденцией не осталось незащищенным от других вражеских самолетов. Всем известно, что в годы Второй мировой лётчики дивизии А.И. Покрышкина взлетали с немецких автострад, но почти никому не известно, что в годы Первой мировой лётчики царскосельского авиационного отряда, прикрывавшие с воздуха Императорскую резиденцию, летали «с сухого возвышенного участка Кузьминского шоссе на пригорке». Таким образом, Царское Село стало первой в России базой авиации ПВО. Личный состав авиационного отряда размещался в деревянных казармах 1-го железнодорожного полка в селе Большое Кузьмино рядом с Царским павильоном «собственной» железной дороги (специальная императорская ветка железной дороги от Витебского вокзала до Царского Села – прим. ред.). 1930-е В советское время теперь уже Детскосельский аэродром получил новую современную бетонную взлётно-посадочную полосу и стал одним из основных военных аэродромов Ленинградского Военного округа. 11 декабря 1932 года Реввоенсовет СССР принял постановление о развертывании авиамотодесантных отрядов. Во исполнение этого постановления и организовывались первые авиадесантные бригады (АДБ), их еще называли авиабригады особого назначения (АБОН). Это был симбиоз тяжелобомбардировочных и парашютно-десантных частей. Одной из таких авиабригад была и 3-я АБОН - 3-я авиабригада особого назначения имени С.М. Кирова, которая с 1933-го по 1938-й базировалась на аэродроме. Помимо 3-й АБОН в 1933-1934 годах на Детскосельском аэродроме сформировали 253-ю (позднее - 100-ю) легкоштурмовую авиабригаду (ЛШАБР). Её первым командиром был С.А. Красовский, будущий маршал авиации, Герой Советского Союза. В 1937 году Детское Село переименовали в город Пушкин. В 1938-м 3-я АБОН была реорганизована в 201-ю воздушно-десантную бригаду имени С.М. Кирова. Бригада принимала участие в “Зимней войне”, освобождала Западную Бессарабию, сражалась на фронтах Великой Отечественной. С 1939 года хозяевами аэродрома Пушкин стали истребители. На аэродроме разместилось Управление 59-й истребительной авиационной бригады, в состав которой входили 7-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки. Обеспечение аэродрома лежало на плечах 150-й авиабазы, 2-го инженерно-технического батальона и 28-го гарнизонного узла связи. Кроме того на аэродроме действовала Окружная школа младших авиационных специалистов и шло формирование 68-го ИАП. В конце тридцатых Пушкинский аэродром стал базовым аэродромом 39-й истребительной дивизии, в состав которой входили 154, 155 и 156 истребительные авиационные полки. 1940-е: В Зимнюю войну с Финляндией с 25 декабря 1939 г. по 1 февраля 1940 г. с этого аэродрома действовали 12 бомбардировщиков СБ, принадлежавших 12-й Отдельной авиаэскадрилье (ОАЭ). После этого она была развернута в 85-й АПОН. Фронтовыми товарищами по небу с 1 февраля 1940 года здесь были были базировавшиеся здесь бомбардировщики СБ и ДБ-3 85-го АПОН. 3 марта 1940 г для прикрытия бомбардировщиков сюда прибыли 14 истребителей И-153 23-го ИАП. Здесь также базировался штаб 39-й ИАД 13-й ВА. Весной 1940 г. на аэродроме были сформированы 154-й, 155-й, 156-й истребительные полки, три авиабазы (впоследствии батальоны аэродромного обслуживания). Для комплектования этих полков 39-я ИАД должна была получить новейшие по тому времени истребители МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, однако получила лишь устаревшие И-16. С осени 1940-го года хозяевами аэродрома Пушкин стали авиаторы 39-й истребительной дивизии, в состав которой входили 154-й (Пушкин, Зайцево), 155-й (Пушкин, Городец) и 156-й (Пушкин, Лезье) истребительные авиационные полки. К началу Великой Отечественной на аэродроме Пушкин планировали организовать переучивание лётчиков дивизии на новые истребители ЛаГГ-3. Но к назначенному сроку истребители ЛаГГ-3, получившие на фронте прозвище «Лакированный Гарантированный Гроб», в дивизию так и не поступили. Пришлось в ступать в войну, летая на “ишаках” - истребителях И-16. На 80% летно-технический состав соединения состоял из выпускников 1939-1940 гг. Но ключевые должности в полках занимали опытные воздушные бойцы, прошедшие через горнило боевых испытаний в Испании, на Халхин-Голе, у озера Хасан и в Зимней войне с Финляндией. Поскольку опытных летчиков не хватало, накануне войны здесь и в Горелово были организованы курсы по подготовке командиров звеньев, куда отбирались молодые, подающие надежды пилоты. Важная роль была отведена аэродрому и в годы Великой Отечественной войны. вклад пушкинского аэродрома в неоценим, т.к. здесь "отливались первые гвозди", забитые позже, в 1945 г., в гроб гитлеровского фашизма. Отсюда начали свой путь наши летчики в первых налетах на столицу немецкого рейха. 10 августа 1941 года, действуя с аэродрома Пушкин, 81-я бомбардировочная авиационная дивизия Авиации Дальнего Действия (81-я АД АДД), которой командовал знаменитый полярный лётчик М.В. Водопьянов, нанесла ночной удар по Берлину. В этом историческом авианалёте участвовали шесть экипажей бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8), в том числе экипаж М.В. Водопьянова и три экипажа новейших советских дальних бомбардировщиков Ер-2, ведомые командиром звена А.Г. Степановым. Из того вылета капитан Степанов не вернулся. С трудом довел подбитую машину до эстонской земли и сам комдив М.В. Водопьянов, сумевший посадить свой ТБ-7 на островок среди лесных болот. В налете на столицу рейха Пушкин стал для наших "летающих крепостей" ТБ-7 (Пе-8) конструкции В.М. Петлякова аэродромом подскока. После посадки самолеты провели здесь несколько дней. 11 августа 1941 г. одиннадцать тяжелонагруженных машин взлетели с аэродрома, взяв курс на Германию. Экипажи возглавили: командир авиадивизии М. Водопьянов; командиры эскадрильи: майор К. Егоров, майор А. Курбан, майор И. Лисачев, А. Тягунин, майор М. Угрюмов; командиры кораблей: капитан С.Асямов, лейтенант А.Чурилин. К сожалению, после взлета у самолета К. Егорова отказали сразу два двигателя, и он упал недалеко от аэродрома. Возвратились на свой аэродром в Пушкин только 5 самолетов - экипажи Асямова, Видного, Лисачева, Макаренко и Чурилина. В Красном Селе сел экипаж Курбана. Как ни странно, через несколько дней возвратился на свой аэродром невредимым самолет Угрюмова. Как и у Курбана, у него раньше времени закончилось горючее, и он совершил вынужденную посадку в районе Великих Лук. Экипаж командира дивизии М. Водопьянова был вынужден сесть по ту сторону линии фронта, не долетев до г. Пушкина 200 км. По лесам и болотам всем членам его экипажа удалось пробраться к своим. Самолет под командованием А. Панфилова на обратном пути уклонился в сторону моря и был сбит над Финляндией зенитной артиллерией фашистов. А десятый самолет постигла самая несчастливая участь - он был сбит нашими зенитчиками. Больше 81-я ДБАД налетов на Берлин не совершала. Вернувшиеся Пе-8 несколько дней простояли на аэродроме в Пушкине, а потом их перегнали в Москву. Все три полка 59-й ИАД в годы Великой Отечественной покрыли себя неувядаемой славой. 155-й ИАП завершил войну в звании 3-го гвардейского истребительного Ростов-Донского Краснознаменного авиационного полка. 154-й ИАП стал 29-м гвардейским истребительным Волховским авиационным полком. 156-й ИАП получил почётное звание 156-го истребительного Эльбингского ордена Суворова авиационного полка. 28 марта 1944 года на аэродром города Пушкина из-под Парголово перебазирован 102-й авиаполк дальнего действия. ![]() ![]() Также добавил полевой аэродром Купля. До конца августа на нём базировалась 13-я отдельная истребительная Краснознаменная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ ( с декабря 1942 г. - 13 иап ВМФ). Кстати, в 13 ОИКАЭ (ИАП) воевал Анатолий Лашкевич - автор мемуаров "В воздушных боях", почерпнул там кое-что не только по Купле. Скринов не делал, обычный полевой филд.
__________________
Не король и не стремлюсь... |
![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|