|
|
![]() |
#1 |
Местный
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
|
![]()
Пишу статейку про первые победы в воздухе 22 июня 1941 года, выложу кусочек про самый спорный эпизод.
Согласно хрестоматийного исследования по истории истребительной авиации Люфтваффе Йохана Прина первую победу в воздушном бою на Восточном фронте заявил в 3:15 по Берлинскому времени командир 27-й истребительной эскадры майор Вольфган Шеллманн, участник боев в Испании, опытнейший командир, и летчик ас имевший на утро 22 июня 25 воздушных побед (в том числе 12 в Испании). Стартовав около 3 утра с аэродрома Соболево, группа Bf 109E из штаба эскадры и III/JG27 (часть самолетов несли бомбы SD-2), ведомая Шеллманом, атаковала аэродром Гродно. Согласно доклада пилотов штабного звена, в 3:15 майор Шеллман расстрелял «Рату», после чего врезался в обломки только что сбитого им самолета. После чего якобы покинул «мессершмитт» на парашюте. К сожалению никаких уточняющих подробностей или документов, освещающих обстоятельства последнего вылета майора Шеллмана на данный момент не опубликовано. В истории JG27 описано, что после захвата Гродно были предприняты поиски командира эскадры, в ходе которых был найден его «мессершмитт», рядом с которым лежали остатки сбитого советского самолета. Из свидетельств местных жителей якобы стало известно, что Шеллмана, взяли в плен местные жители, которые передали его группе советских военнослужащих. Через несколько дней немецкий сотрудник службы RAD увидел в одной из крестьянских домов рыцарский крест и испанский крест с бриллиантами, которые вероятно принадлежали Шеллману. Собственно вот и все подробности данного события с немецкой стороны. Советские документы, так же скупы и немногословны. Самолеты 122-го и 127-го ИАП 11-й САД базировавшиеся на аэродромах Новый Двор и Лесище в это время боевые действий не вели, хотя еще в 3:30 были приведены в боевую готовность и рассредоточили матчасть, а командир 127-го ИАП подполковник Гордиенко, даже поднял в воздух дежурное звено. Однако немецкие самолеты, вплоть до 20:00, не атаковали аэродром Лесище. Аэродром 122-го ИАП - Новый Двор подвергся первому удару только в 6:00. Первым под удар самолетов Люфтваффе попал, самый близкий к Гродно, аэродром Каролин, который атаковали, по советским данным 9 «мессершмиттов», к сожалению, точное время налета в документах не указано. На аэродроме Каролин базировались самолеты 10-й эскадрильи ПВ НКВД (Р-10, Р-5 и У-2). Кроме того незадолго до начала войны на площадке было организовано дежурство истребителей, для перехвата самолетов нарушителей границы. В частности, утром 22 июня на аэродроме дежурила пара И-153 127-го ИАП, в составе лейтенанта М.Д.Разумцева и старшего лейтенанта И.А.Долгополова. Кроме того есть вероятность что на аэродроме дежурили и самолеты И-16 из 122-го ИАП, по крайней мере, как минимум один И-16 сфотографирован в общей группе советских самолетов захваченных немецкими войсками на аэродроме Каролин. Согласно краткой истории 127-го ИАП, после сообщений постов ВНОС про перелет границы немецкими самолетами и бомбардировке населенных пунктов и аэродромов, на прикрытие г.Гродно (по ЖБД 127-го ИАП в 4:40 по Московскому времени), были отправлены два звена 1-й эскадрильи, а для прикрытия аэродрома Каролин, получили приказ вылететь пара Разумцев - Долгополов. В краткой истории полка описан воздушный бой лейтенанта Разумцева, над аэродромом Каролин с 5 Ме-109, в 5:21, после которого он пропал. В журнале боевых действий 127-го ИАП указано время вылета Разумцева – 4:50, и задание: «Взлет с оперативной точки на видимые самолеты противника». Причем далее следует краткое описание: «При взлете л-т Разумцев был атакован самолетами противника, после чего скрылся из поля зрения и не вернулся на свой аэродром». Очевидно, что данные в двух документах данные противоречат друг другу, лейтенант Разумцев взлетев на видимые самолеты противника, пропал из виду, и никто больше не мог реально зафиксировать дату боя в 5:21. Хотя собственно и время вылета вызывает определенные сомнения, дело в том, что старший лейтенант Долгополов, якобы взлетевший в 4:55 почему-то не последовал за товарищем и не вступил в бой с самолетами противника, а взлетев, спокойно взял курс на восток и приземлился на аэродроме Лесище. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, весьма велика вероятность того, что именно И-153 Разумцева был той «Ратой» с которой столкнулся в 4:15 (по Московскому времени) В.Шеллманн. Вполне логично, что увидев, подходившую к аэродрому группу самолетов, Разумцев вылетел «по зрячему», и сблизился с немцами, далее его самолет скрылся, из поля зрения, так как попал под удар Шеллманна. Учитывая то, что другие немецкие самолеты начали штурмовку, с аэродрома наблюдать перипетии этого боя было довольно проблематично. Старший лейтенант Долгополов вполне мог прекратить взлет, из-за начавшейся штурмовки, и вылететь только после окончания немецкого налета. Учитываю неразбериху первого дня войны, а так же явное переписывание документов, в том числе и ЖБД 127-го ИАП, намеренная или не специальная ошибка в записи о времени вылета Разумцева, вполне могла закрасться. Очень досадно, что Иван Афанасьевич Долгополова, переживший войну, не оставил впоследствии воспоминаний, в том числе о событиях этого утра. Последний раз редактировалось МишаТ; 06.08.2016 в 21:13. |
![]() |
![]() |
![]() |
#2 | |
Модератор
|
![]()
Первые воздушные победы первого дня Великой Отечественной.
Цитата:
![]() МиГ-3 из 28-го ИАП, оставленный из-за неисправностей на аэродроме Чунев, июнь 1941 года (художник Александр Казаков) ![]() Реконструкция внешнего вида «Мессершмитта» Bf.109F-2 командира 1./JG 3 обер-лейтенанта Роберта Олейника, июль 1941 года. На руле направления отметки о 20 воздушных победах (художник Владимир Камский) ![]() И-153 из состава 3-й эскадрильи 127-го ИАП, аэродром Желудок, июнь 1941 года (художник Игорь Злобин) ![]() «Мессершмитт» Bf.109E из штурмовой эскадрильи 5.(Schl.)/LG 2, лето 1941 года (художник Владимир Камский) Последний раз редактировалось deSAD; 26.08.2016 в 10:30. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
Местный
Регистрация: 18.11.2012
Сообщений: 743
|
![]()
И-153 из состава 3-й эскадрильи 127-го ИАП, аэродром Желудок, июнь 1941 года
(художник Александр Казаков) Небольшой косячек - это рисунок Игоря Злобина! Ну как всегда на Варспоте пришлось срезать кучу подробностей, но в целом основные события вошли. |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
Модератор
|
![]()
Пофиксил
![]() ![]() З.Ы. Быть может, прокомментируете просьбу камрада Валерия? |
![]() |
![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|